|
|
N°219, 29 ноября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кроншал из сервиза Мюнхгаузена
Евразийский фарфоровый проект Эрмитажа
Эта выставка изысканна и сложна, как умозрительные построения ее куратора, научного сотрудника Государственного Эрмитажа Лидии Ляховой, которая считает, что европоцентризм западной культуры в XVII--XVIII веках утвердился не в последнюю очередь вследствие того, что Запад в это время с восхищением смотрел на Восток. В доказательство она приводит шесть разных групп произведений раннего мейсенского фарфора. (В Мейсен в 1710 году была переведена старейшая в Европе фарфоровая мануфактура). В год основания Мейсенской мануфактуры был открыт состав так называемого «твердого фарфора», основным ингредиентом которого была белая тугоплавкая глина -- каолин. Это открытие трактовалось как разгадка сокровенной тайны Востока. Ведь фарфор, родиной которого был Китай, казался немцам и другим европейцам овеществленным символом управления гармонией четырех элементов мироздания (Земля, Вода, Воздух и Огонь). Лидия Ляхова особо подчеркивает в этой связи, что славу открытия формулы саксонского фарфора делят ученый Эренфрид Вальтер фон Чирнгаузен (1651--1708) и алхимик Иоганн Фридрих Беттгер (1682--1719).
Прошло весьма значительное время, прежде чем Мейсенская мануфактура выработала свой тематический репертуар. До этого момента она довольно долго подражала модному Китаю, причем в этом подражании можно найти несколько периодов. Один из них носит название «золотые китайцы», ибо изготовленные в Саксонии вещи расписывались золотом или серебром в Аугсбурге. Наиболее эффектен в этой части экспозиции «Сервиз со сценами охоты» на серебряной подставке (модель И. Ирлингера, роспись Зойлера). В последующие годы росписи делались в самой мануфактуре под руководством Иоганна Грегориуса Херолдта (1696--1775). Сам он сочетал виртуозность художника-графика с почти импрессионистичной живописностью. Иоганна Эренфрида Штадлера (1701--1741) отличала едва ли не авангардистская трактовка формы и экспрессивная декоративность. Композиции Филиппа Эрнеста Шиндлера Старшего (1695--1765) привлекали развернутой сюжетной линией и сюрреалистически выписанными деталями. Адам Фридрих фон Левенфинк (1714--1754) был знаменит тем, что с легкостью комбинировал европейские и дальневосточные пейзажные мотивы, не задумываясь, помещал рядом экзотических китайцев и европейских торговцев и выдумывал удивительных сказочных животных. Херолд (около 1700--1779), который начинал работать в стиле шинуазри, стал затем специализироваться на "сценах в гаванях" (четвертая группа произведений). Здесь композиции в духе малых голландцев действительно почти всегда представляли корабли, стоящие под разгрузкой. Все это иногда сопровождалось цветочным китайским декором И. Штадлера. К 1730-м годам немцы достаточно уверенно подражали не только общему строю китайщины, но и отдельным стилям -- имари или какиемон (пятая и самая многочисленная группа произведений). Именно концом 1730-х годов датируется кроншал (блюдо) из сервиза ставшего легендарным барона Мюнхгаузена, возможно, не самая изысканная вещь выставки, украшенная изображением козла в лиловом цвете.
В конечном итоге все усилия в попытке догнать Китай закончились соблазном выдать подделки за подлинные вещи. Аферой руководил сам директор мануфактуры Хойм, который вместе с торговцем Лейером организовал поставку на парижский рынок «Сервиза с желтым львом» (на самом деле тигром) или «Сервиза с красным драконом». Замысел был раскрыт и закончился высылкой Лейера из страны и самоубийством Хойма. Сервизы конфисковали и стали использовать при саксонском дворе. Прощание с китайщиной также нашло отражение на выставке, в ее последнем разделе, который представляет Елизаветинский и Андреевский сервизы, изготовленные для петербургского двора. На них можно неожиданно обнаружить восточные цветы, принадлежность стиля какиемон.
Сергей КУЗНЕЦОВ, Санкт-Петербург