Победителем предвыборных теледебатов совершенно неожиданно стала партия «Единая Россия». И это несмотря на то, что единороссы вот уже вторую думскую кампанию подряд
отказались вести прилюдные политические дискуссии, зарезервировав отведенное на них по закону бесплатное эфирное время для рекламных роликов. Однако если верить данным социологов,
партия власти снискала себе такое расположение в сердцах избирателей, что любимцы мерещатся электорату даже там, где их не было. Во всяком случае, об этом свидетельствуют результаты обнародованных вчера опросов Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Чтобы отследить динамику общественного интереса к дебатам, социологи проводили исследование в два приема с интервалом в неделю (10--11 и 17--18 ноября) в 46 регионах России. Опрашивали каждый раз 1600 человек, статистическая погрешность исследований не превышает 3,4%. Выяснилось, что доля избирателей, полюбовавшихся на экране хотя бы одной политической баталией, в первую неделю опроса составляла всего 10--13% (в зависимости от партии). Через семь дней эта цифра подросла до 10--20%, а доля вообще не смотревших дебаты снизилась с 84--92 до 74--87%. Таким образом, на излете агитационного периода социологи констатируют, что вызванное дебатами оживление в народных массах крайне невелико. «Однако даже 20% -- не так уж мало, если учесть, что на вопрос «Интересуетесь ли вы политикой?» положительно отвечают только 7% респондентов», -- напомнил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров.
Самой понравившейся в дебатах партией 76% респондентов сначала назвали «Единую Россию». Правда, за неделю этот показатель снизился на 7% -- видно, некоторые респонденты успели догадаться, что «медведи» в диалоге со своими политическими оппонентами не участвуют. Однако и по последним замерам партия власти с результатом 69% оставила позади всех своих конкурентов. Следующей по популярности оказалась «Справедливая Россия»: выступления на дебатах ее представителей глянулись 61--67% зрителей. Неплохо выступила ЛДПР: если при первом опросе ее отметили только 39%, то через неделю -- уже 51%. КПРФ особой динамики не продемонстрировала, за неделю поднявшись только на один процент, с 46 до 47%. Телерейтинги всех остальных партий за эти дни снизились, причем больше всего у СПС: если при первом опросе к речам эспээсников положительно отнеслись 52%, то в последнем опросе им симпатизировали только 28% смотревших дебаты.
При этом социологи выявили еще одну закономерность: политическими баталиями худо-бедно интересуются только те, кто свой выбор уже сделал, а вот пассивную часть электората дискуссиями разбудить не удалось. «Теледебаты должны быть ориентированы на людей, которые еще не очень убеждены в том, за какую партию будут голосовать, а также на тех, кто вообще не знает, пойдет ли он на выборы, -- объясняет г-н Федоров. -- Но наши опросы показывают, что их смотрят только те, кто и так пойдет на выборы и уже решил, за кого голосовать. А остальным политика "до лампочки". То есть дебаты своего результата не достигают».
«Если бы «Единая Россия», участвовала в дебатах, интерес к ним был бы больше, не нужно быть социологом, чтобы это понять, -- убежден Валерий Федоров. -- Это самая крупная партия, у нее больше всего сторонников, и хотя некоторые ее не любят, все признают, что эта партия реально может что-то делать».
Ну а тот удивительный факт, что избирателям больше всего понравились выступления не участвовавшей в дискуссиях партии, директор ВЦИОМ объясняет просто: «Люди выдают желаемое за действительное. Они видят «Единую Россию» в новостях или роликах и не отличают эти жанры от дебатов».