Саммит СНГ в Ашхабаде не решился проигнорировать ни один из премьер-министров этого давно находящегося в глубокой спячке альянса. Туркменский президент Гурбангулы Бердымухамедов проявил столько настойчивости в проведении «премьерского подиума» у себя в стране, что даже самые занятые и озабоченные внутренними проблемами главы правительств посчитали не очень амбициозную повестку СНГ важнее других дел.
И хотя 27 вопросов, обсужденных на премьерском саммите, имеют, безусловно, некое практическое значение для жизни бывших советских республик (безопасность авиаперелетов, унификация таможенных сборов на поставки электроэнергии, льготы для инвалидов и участников Великой Отечественной войны), все-таки премьеры встретились, чтобы сделать некие политические заявления.
Россияне подчеркнули, что теперь даже в СНГ они будут отстаивать свои государственные интересы всерьез и надолго. Премьер Виктор Зубков заявил после встречи со своими коллегами, что Россия до поры до времени отказалась подписывать два документа -- Конвенцию о трудовых мигрантах и Соглашение о рынке услуг автотранспорта. «Россия считает свои интересы ущемленными в нынешнем варианте, в котором существует данное соглашение», -- сообщил журналистам российский премьер-министр. По его словам, есть шанс, что данные документы будут подписаны на следующем заседании глав правительств СНГ. Он также отметил безусловную важность СНГ, подчеркнув в своем излюбленном стиле советского партийного руководителя: «Жизнь будет ставить новые задачи -- главы правительств будут их решать».
Председательствующий на нынешнем саммите СНГ премьер-министр Украины Виктор Янукович не делал сногсшибательных заявлений о выходе Украины из СНГ при условии, если немедленно будет введен режим свободной торговли, как это было, когда на саммит премьеров от Украины приезжала Юлия Тимошенко. Но все-таки демонстрировал особый интерес к вопросам ТЭК.
На сей раз самым громким заявлением отличился исполняющий обязанности премьера Грузии Георгий Барамидзе. Он заявил о виновности российских миротворческих вооруженных сил, обеспечивающих правопорядок в Южной Осетии и Абхазии, в разжигании национальной розни. Г-н Барамидзе обратился к премьерам СНГ за помощью, назвав действия России силовыми и преднамеренными.
Хотя заявление грузинского премьера прозвучало ярко и особенно впечатляюще на фоне внутреннего раздрая, происходящего в Тбилиси, остальные участники саммита СНГ постарались не реагировать на него. Правда, россияне не оставили неприятные им слова без внимания. Вице-премьер Сергей Нарышкин сказал: «Отсутствие реакции -- это тоже реакция». А замминистра иностранных дел РФ Андрей Денисов дополнил: «Грузия использовала для своей шумной декларации форму СНГ. Это досадное исключение из плановой работы».
Пожалуй, грузинский демарш был самым живым и ярким пятном саммита. Тем не менее, несмотря на все желание туркменской стороны богато обставить «премьерский подиум СНГ», он прошел откровенно буднично. Другое дело, двусторонние встречи. Российский премьер вчера успел повидаться один на один и с президентом Туркменистана, и с премьером Украины, и с главой правительства Киргизии. С тезкой Януковичем Виктор Зубков говорил о газе, его цене и пролонгации соглашения о поставках на Украину до 2011 года. Известно, что украинский президент Виктор Ющенко поспешил согласиться с новой ценой на поставки транзитного газа 160 долл. за 1 тыс. куб. м, а представителей «Газпрома» такое согласие очень обрадовало. После чего ситуация зашла в тупик, так как ожидавшееся повышение цен на поставки туркменского газа в Россию пока не произошло. Г-н Бердымухамедов остается верен трехлетнему соглашению до 2009 года, по которому «Газпром» покупает газ по фиксированной цене 100 долл. за 1 тыс. куб. м. Сегодня на переговорах президента Бердымухамедова и премьера Зубкова, а также на последующем российско-туркменском саммите будет окончательно решено, кто, по какой цене и на какой срок будет покупать туркменский и российский газ.