|
|
N°215, 23 ноября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Происхождение героя
«Беовульф» на московских экранах
«Истинно! Исстари слово мы слышим о доблести данов, о конунгах датских, чья слава в битвах была добыта!» Знаменитая англосаксонская эпопея VII века об отважном гаутском витязе Беовульфе, победившем чудовищного Гренделя и совершившем немало других славных подвигов, появлялась на экранах неоднократно, но почти никогда не прочитывалась канонически. Наиболее близкой к исходному тексту можно считать, пожалуй, двухлетней давности англо-канадско-исландскую картину Снурла Гуннарсона "Беовульф и Грендель" с Жераром Батлером в роли Беовульфа. У нас же под чудесным названием "Биоволк" более всего известен совершенно некондиционный "Беовульф" (1999) Грема Бейкера с Кристофером Ламбертом в заглавной роли, где действие было перенесено в условное постапокалиптическое будущее. Наконец, самая дикая в лучшем смысле этого слова версия была предложена в том же 1999 году Дариусоми Савафи -- в его сверхкультовом "Снобе" помимо Беовульфа появлялись Иисус Христос, Малькольм Икс, космические роботы и японские ниндзя, а роль чудовища исполнял шестиметровый пингвин с длинными зелеными щупальцами.
Однако теперь про все прошлые версии, и даже, как ни сложно в это поверить, ту, что про пингвина, придется, видимо, забыть навсегда. Потому что на экраны вышел "Беовульф" Роберта Земекиса, с которым мало что может сравниться. Если может вообще. Фильм (фильм ли?) снят в набирающей обороты системе motion capture, технологии "захвата движения", когда к артистам подключают датчики, фиксирующие все их действия, на фоне синего экрана, а после этого с помощью компьютера дорисовывается весь антураж и изменяются сами актеры -- порой до неузнаваемости. В "Беовульфе" к этому добавлена еще и трехмерность изображения, оценить которую можно в специальных кинотеатрах. Но даже в двумерном варианте "Беовульф" оставляет впечатление сногсшибательное. Принято считать, что новейшие технологии в конце концов убьют настоящее кино, превратив его в аттракцион. Но, во все глаза смотря фильм Земекиса, волей-неволей приходишь к несколько кощунственному выводу: если кино будут убивать ТАК, то, пожалуй, жалеть об этом не стоит.
Самое главное в фильме Земекиса то, что это не просто визуальное пиршество с огнедышащими драконами, сражениями и пирами, не привычное фэнтези меча и магии, но и по-настоящему умное и серьезное кино. Это неудивительно -- сценарием долгих десять лет занимались без преувеличения великий современный писатель Нил Гейман (автор "Американских богов", "Детей Ананси", "Звездной пыли", а также блестящей поэмы "Неовульф", трактующей древний эпос с позиций футуристического нуара, и полного тем не менее подлинных чувств) и Роджер Эйвери -- соавтор Тарантино по "Криминальному чтиву". Поэтому, хотя сюжет не сильно отличается от канона, в нем появились по-настоящему важные и интересные нюансы. Грендель в новом "Беовульфе" не просто чудовище-мародер, но существо страдающее и вызывающее едва ли не жалость, ребенок-монстр, этакий выросший до размеров великана Горлум. Его мать (Анджелина Джоли) -- тоже не столько злобная фурия, сколько соблазнительница, способная и любить, и страдать, и ревновать. Да и сам Беовульф (Рэй Уинстон) далек от примитивного образа героя без страха и упрека, одним махом побивающего отвратительных злобных тварей: не всякий "настоящий", не нарисованный киногерой в последнее время может похвастаться настолько сильно прописанным характером. Впору менять правила американской киноакадемии и выдвигать рисованных персонажей на "Оскара" в одних номинациях с живыми артистами. Да и с идеями тут все в порядке: помимо прочего в метафорической форме, но крайне убедительно показан момент перехода англосаксонской цивилизации к христианству и сопутствующие этому рефлексии: «Время героев умерло. Христианский бог убил его, не оставив ничего, кроме страстотерпцев, страха и стыда». На «Беовульфе» можно не только получить порцию на самом деле незабываемых впечатлений от эффектов, но и как следует пошевелить мозгами -- занятие, от которого посетители кинотеатров в последнее время как-то поотвыкли. Так что -- «среди владык земных он был щедрейший, любил народ свой и жаждал славы вековечной». Как и его литературный предшественник, новый Беовульф заслужил славу по праву.
P.S. Рукопись оригинального "Беовульфа", датированная примерно 1000 годом н.э., существует в единственном экземпляре. "Беовульф" Роберта Земекиса только в Москве выходит в количестве 75 копий плюс трехмерная версия для кинотеатра системы IMAX.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ