|
|
N°213, 21 ноября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тайна гибели Кутилы, прототипа Джеймса Бонда
Британцы не поверили признанию россиянина в убийстве водолаза
В Великобритании осторожно и с удивлением отнеслись к неожиданному признанию бывшего советского водолаза, ветерана подводных диверсионных войн (оно прозвучало на днях на одном из каналов российского телевидения) о том, что он полвека назад уничтожил британского морского офицера, считавшегося пропавшим без вести.
Эта мрачная история, которую называют одним из пиков «холодной войны», произошла 51 год назад, когда советский партийный лидер Никита Хрущев и премьер Николай Булганин посетили Великобританию с официальным визитом. Делегация, в которую входил физик-ядерщик Игорь Курчатов, прибыла к британским берегам на крейсере «Орджоникидзе». Он бросил якорь в Портсмуте.
19 апреля 1956 года опытный военный аквалангист капитан Лайонел Крэбб совершил погружение в бухте, где стоял советский корабль, но так больше и не показался на поверхности. 47-летний капитан Крэбб по прозвищу Кутила был популярной фигурой в британской армии. Герой второй мировой войны, он получил не одну награду за обезвреживание итальянских магнитных мин на британских военных базах на Мальте и в Ливорно. Его мастерство не вызывало сомнений. Сразу поползли слухи, что тут что-то неладно.
Информация об этом странном событии попала в прессу. Одни британские газеты предполагали, что он был тайно упрятан, а может, и убит своими, другие -- что он попал в советский плен, третьи -- что он погиб в подводном бою с советскими подводниками, остальные -- что утонул по своей вине. Никто не сомневался в шпионском характере задания. Но британские власти поспешно заявили, что ничего не знают. А тогдашний британский премьер-министр Энтони Иден совсем запутал общественность, предупредив депутатов парламента, что разглашение обстоятельств смерти Крэбба противоречит национальным интересам: «То, что было сделано, предпринималось не по указанию министров Ее Величества и без их ведома». Представителям британского правительства на парламентских слушаниях был задан даже вопрос, а не вышли ли спецслужбы из-под контроля властей.
Инцидент с крейсером «Орджоникидзе» сорвал послевоенное сближение Британии и Советского Союза, хотя оттепель намечалась. Москва тогда, не вдаваясь в подробности, выразила протест, заявив, что принимающая сторона шпионила за высокими гостями. Только в июне 1957-го около Чичестера, что не так далеко от Портсмута, был найден обезглавленный и лишенный конечностей труп. Находку идентифицировали как останки Крэбба. Его похоронили на кладбище Милтон в Портсмуте.
Водолаз Сидней Ноулс, напарник по погружениям и друг Крэбба, опознавший его останки, позже признался, что солгал. По его словам, найденное тело не принадлежало Крэббу, но полковник разведки Малком попросил его солгать из политических соображений: «Чтобы тем самым послужить нашей стране». Сейчас Ноулсу 90 лет, и он рассказывает истории о том, что Крэбб будто бы был коммунистом и собирался бежать в СССР. Якобы они даже вместе ходили на коммунистические собрания в Лондоне, которые устраивали сторонники британо-советской дружбы и тайные агенты Москвы. Тогда Крэбб признался другу, что хочет перебежать на советскую сторону. Сидней Ноулс уверяет, что донес на приятеля тому же полковнику Малкому: «Малком сказал мне: не волнуйся, мы его остановим. Я не придал значения этим словам. Но он явно имел в виду -- убьем его».
После таких рассказов возникли предположения, что Крэбб не погиб, а взобрался на борт советского крейсера и остаток жизни провел в Москве. «Моя семья всегда считала, что его не убили и что его вывезли в Советский Союз, поскольку он обладал знаниями о взрывчатых веществах и погружениях, -- говорит Ломонд Хэндли, родственник водолаза. -- В моей семье были уверены, что его подставили советские агенты, которые тогда работали в правительстве Британии».
Некоторое время назад британская разведка рассекретила новые документы о гибели водолаза. Однако ясности они не добавили. Самый существенный документ среди рассекреченных -- показания морского офицера, который последним видел водолаза перед погружением. Офицер, имя которого не называется, рассказал, что Крэбб попросил его помочь с погружением «совершенно неофициально, исключительно частным образом»: «У него было достаточно кислорода, чтобы провести под водой максимум два часа. Его действия до исчезновения под поверхностью воды были нормальными, а условия для погружения хорошими. Больше я его не видел».
И вот теперь бывший советский водолаз Эдуард Кольцов рассказал журналистам, что это он убил британского разведчика. Военный пенсионер Кольцов, которому в то время было 23 года, сообщил, что убил британца, потому что тот якобы пытался прикрепить мину к корпусу советского крейсера в бухте Портсмута. По словам ветерана, рядом с советским крейсером была замечена подозрительная деятельность, и он получил приказ проверить, что происходит. Под водой он обнаружил англичанина, пытавшегося прикрепить мину к корпусу корабля, и перерезал ему горло: «Я увидел силуэт ныряльщика в водолазном костюме, который возился с чем-то у правого борта, рядом с корабельным хранилищем боеприпасов. Я подплыл поближе и увидел, что он прикрепляет мину». Кольцов показал нож, которым воспользовался, и полученный за храбрость орден Красной Звезды.
В Великобритании к признанию отнеслись с подозрением. В печати появилось мнение писателя Дона Хейла, только что выпустившего книгу «Последнее погружение: Жизнь и смерть Кутилы Крэбба». Он утверждает, что российский водолаз убил другого британца. По его версии, кроме Крэбба возле советского крейсера работала группа военных разведчиков, которым было поручено обследовать советский корабль и прикрепить к нему подслушивающие устройства.
Хейл считает маловероятным утверждение о том, что британский водолаз прикреплял мину к корпусу корабля, поскольку подрыв советского корабля мог бы вызвать грандиозный международный скандал, который бы повредил Британии. Не исключено также, что Крэбб, наоборот, получил приказ проверить, нет ли на корпусе корабля мин.
Существует даже версия, что разведчик был похищен советскими спецслужбами. Однако российский автор Николай Зенькович в книге «Покушения и инсценировки: от Ленина до Ельцина» приводит мнение Иосифа Зверкина, бывшего советского разведчика, ныне живущего в Израиле. В те годы Зверкин работал на КГБ в Лондоне. «Крэбб сработал грубо. Он подплыл близко к кораблю, не маскируясь, в надводном, так сказать, режиме. С двадцатиметровой высоты его заметил вахтенный. Двум морякам «Орджоникидзе», матросу и офицеру, последний, кстати, славился как прекрасный стрелок, приказали произвести обследование поверхности воды и выдали снайперскую винтовку-мелкашку... Крэбб нырнул под киль, но вскоре опять поднялся на поверхность и поплыл. У него, видимо, барахлила подача кислорода. Тут лейтенант и прикончил его выстрелом в затылок. Труп затонул».
Британский автор Филлип Найтли в книге «Шпионы XX века» настаивает, что Крэбб работал по заданию британских спецслужб: «В октябре 1955 года успешно прошла тайная операция по изучению «Свердлова», являющегося крейсером такого же типа. И теперь спецслужбы испытывали искушение еще раз изучить детали противолодочного и противоминного оборудования корабля. Но крейсер «Орджоникидзе» доставил в Великобританию советских лидеров Булганина и Хрущева, поэтому охрана была надежнее. Кроме того, привлеченный СИС к работе водолаз Лайонел Крэбб был немолод и физически плохо подготовлен».
Ясно одно -- в деле гибели Крэбба еще возможны сюрпризы. Но ждать их придется долго. До полного рассекречивания документов осталось 50 лет -- такое решение приняло еще тогда британское правительство, засекретив все материалы по этому делу до 2057 года. Считается, что история Крэбба вдохновила писателя Яна Флеминга на написание серии шпионских романов о Джеймсе Бонде.
Зураб НАЛБАНДЯН, Лондон