Замглавы «Росприроднадзора» Олег Митволь продолжил вчера заочную дискуссию с украинскими чиновниками о принципах оценки размеров экологического ущерба в Керченском проливе и, главное, о механизмах ликвидации этого ущерба. Явно демонстрируя оскорбленное непонимание, г-н Митволь попытался объяснить, что возмущение должно вызывать не его предложение
по строительству дамбы у косы Тузла, а реакция украинских политиков и должностных лиц. Их российский чиновник обвинил в «политизации» сугубо технических очистных работ и попытке вернуть страны
к дипломатическому противостоянию, имевшему место в 2003 году. «У нас выход сегодня только один -- пытаться объяснить нашим украинским и международным коллегам то, что
вопросов "незалежности" во время экологических кризисов не бывает», -- заявил г-н Митволь.
Он напомнил, что эхо этого конфликта уже докатилось и до тех, кто непосредственно пытается противостоять загрязнению Азовского моря. Пока, впрочем, к негативным последствиям это не привело. По словам г-на Митволя, на борт танкера «Волгонефть-139», где велась перекачка оставшегося в баках мазута, поднялись представители украинского МЧС и потребовали прекратить работы. «Спасибо СМИ за освещение этой ситуации. Благодаря журналистам украинские инспекторы были уволены еще до того, как доплыли до берега», -- сказал замглавы «Росприроднадзора».
С картой в руках Олег Митволь пытался вчера убедить российских и украинских журналистов в том, что существует только один реальный способ избавиться от сокрушительных для всего живого последствий и не допустить распространения мазута по Азовскому морю. На карте, разработанной в МЧС России, были обозначены как зоны загрязнения побережья и акватории мазутом и серой, так и та самая дамба, которая должна закрыть поступление воды в Азовское море.
По словам г-на Митволя, сейчас в Керченском заливе загрязнения двух видов: или мазут, который уже успел осесть на дно и смешаться с водорослями, или светлые фракции -- разводы мазута, держащиеся на поверхности воды. С помощью дамбы, считает он, можно было бы решить проблему дальнейшего распространения пятна. «Тогда мы сможем с помощью земснарядов вести работы по очистке пролива: мазут дальше в море, где мы его уже никогда не поймаем, не пойдет», -- заверил чиновник. Другие меры, утверждает замглавы «Росприроднадзора», будут неэффективны.
Олег Митволь призвал украинские власти прекратить разговоры о посягательстве России на территориальную целостность соседней страны и напомнил, что в 2005 году, когда с территории Китая в Амур попало около 100 тон бензольных смесей, администрация Хабаровского края именно с помощью дамбы предотвратила масштабное загрязнение берегов. Хотя тогда строительство этого гидротехнического сооружения тоже было чревато политическими недоразумениями -- с Китаем.