Президентскую гонку в Грузии перед проводимыми 5 января досрочными выборами можно считать открытой. Национальный совет объединенной оппозиции вчера объявил имя своего кандидата. Это 43-летний депутат парламента, математик Леван Гачечиладзе. Он известен в Грузии в первую очередь как бывший президент компании по производству вина GWS.
В тандеме с ним на пост главы правительства выдвинута 54-летняя
экс-министр иностранных дел Саломэ Зурабишвили. Баллотироваться в президенты она не могла, так как выросла во Франции, а гражданство Грузии получила лишь в 2004 году и потому не имеет 15-летнего ценза проживания в стране, предусмотренного конституцией для кандидатов на пост главы государства.
От винной индустрии Леван Гачечиладзе отошел в 1999 году, получив депутатский мандат еще в эпоху Эдуарда Шеварднадзе. В 2004 году г-н Гачечиладзе прошел в парламент как мажоритарный депутат от самого престижного тбилисского района Ваке. До него парламентские выборы в этом районе выигрывал нынешний президент Михаил Саакашвили. Леван Гачечиладзе вступил в оппозиционную фракцию «Демократический фронт», но в последние месяцы игнорировал сессии в знак протеста против политики властей.
На митингах в Тбилиси, начавшихся 2 ноября,
г-н Гачечиладзе был весьма заметен. Он проявил себя как прекрасный оратор и первым среди оппозиционеров объявил 5 ноября голодовку, после чего к нему присоединилось еще несколько сторонников. 7 ноября полиция выдавила их с площади перед зданием парламента, после чего и началась серия манифестаций и их разгонов. Гачечиладзе был жестоко избит спецназовцами.
Объединенная оппозиция первоначально планировала объявить имя единого кандидата только после отмены режима чрезвычайного положения, введенного 7 ноября сроком на 15 суток. Но вчера стройные ряды грузинской оппозиции дрогнули, на что и рассчитывали власти.
12 ноября лейбористы, участвующие в объединенном совете, заявили о выдвижении кандидатом в президенты своего лидера -- 49-летнего Шалвы Нателашвили. По данным «Времени новостей», это стало неожиданностью для остальных девяти партий и движений, входящих в объединение.
Руководитель Лейбористской партии после разгона митингов перед общественностью не появлялся, но письменно обратился в посольство США, прося предоставить своей семье политическое убежище. Шалва Нателашвили вместе с депутатом-республиканцем Леваном Бердзенишвили, лидером движения «Свобода» Константином Гамсахурдиа и его братом Цотнэ, а также бывшим госминистром по урегулированию конфликтов Георгием Хаиндравой фигурировал в обнародованных 8 ноября записях встреч и телефонных переговоров оппозиционеров с тремя российскими дипломатами. Власти Грузии назвали этих дипломатов сотрудниками спецслужб и выслали их из страны. Однако генпрокуратура Грузии уже сняла с Шалвы Нателашвили подозрения в шпионаже и участии в заговоре с целью насильственного изменения конституционного строя. Его планируют допросить исключительно как свидетеля. Косвенные гарантии неприкосновенности главный грузинский лейборист получил от Михаила Саакашвили в минувшее воскресенье, когда президент предложил Шалве Нателашвили «покинуть подполье» и баллотироваться, дескать, «пусть выходит, не будем ловить».
Выдвинули своих кандидатов и две оппозиционные партии, которые не вошли в Национальный совет, -- «Новые правые» и Партия будущего. О намерении участвовать в выборах в воскресенье заявил и крупнейший грузинский бизнесмен Бадри Патаркацишвили, которого власти также подозревают в заговоре. «Конституция Грузии и избирательный кодекс не запрещают принимать участие в выборах тем лицам, в отношении которых возбуждено уголовное дело, поскольку до вынесения приговора действует презумпция невиновности», -- заявил вчера ЦИК Грузии. Регистрация кандидатов в президенты начнется 26 ноября.
По словам председателя парламентского комитета по обороне и национальной безопасности Георгий Таргамадзе, за выдвижением Левана Гачечиладзе стоит Аркадий (Бадри) Патаркацишвили: «У Гачечиладзе провалился бизнес, связанный с производством варенья, он задолжал банку 2 млн. Видимо, этот долг покроет Патаркацишвили, и в итоге Гачечиладзе снимет свою кандидатуру, а Аркадий Шалвович останется». Власти в последнее время настойчиво называют г-на Патаркацишвили «паспортным» именем Аркадий, а не более привычным тбилисцам Бадри -- видимо, стараясь показать, что олигарху чуждо все грузинское.
Оппозиция обещает устранить институт президента в случае победы. «Довольно вождизма, -- сказал Леван Гачечиладзе. -- Если я проиграю выборы, я полностью уйду из политики и вернусь в бизнес. Я приложу все усилия для нашей победы, но так как в стране осуществляется насилие, очень трудно будет добиться проведения справедливых выборов».
Грузинский политолог Георгий Хухашвили заявил «Времени новостей», что пока не видит опасности распыления голосов протестного электората: «Выдвижение оппозицией нескольких кандидатов вовсе не означает, что на финише они не откажутся от участия в выборах в пользу того, кто будет иметь на тот момент максимальный рейтинг. Я думаю, что в итоге весь оппозиционный спектр сможет договориться о едином выдвиженце. А власти могут запутаться и не угадать, кто им будет».
Вчера представители оппозиции и властей возобновили консультации в парламенте, которые были начаты в субботу после благословения патриарха. Уже сегодня результаты переговоров могут быть конкретизированы в виде поправок в избирательный кодекс -- оппозиция настаивает на формировании избиркомов не по профессиональным признакам, а на паритетных началах между политическими силами.
В качестве уступки давлению международного сообщества власти признали, что «один процент» спецназовцев во время разгона митингов 7 ноября превысил полномочия. Министр образования Александр Ломая пообещал разобраться в каждом конкретном случае. Вчера переговоры с грузинскими властями и оппозицией провел эмиссар госдепа США Мэтью Брайза. От имени госсекретаря Кондолизы Райс дипломат предложил обеим сторонам разделить ответственность за случившееся, а также призвал грузинские власти отменить чрезвычайное положение и возобновить работу телеканалов в полном объеме.
А тут еще грузинская дипломатия получила «кинжал в спину». В грузинских СМИ распространено заявление посла страны в Швейцарии Левана Микеладзе, который подал в отставку в знак протеста против применения силы к мирным демонстрантам. В письме отмечается, что решение властей стало для дипломата «большим разочарованием». Леван Микеладзе находился на дипломатической службе 11 лет, представляя интересы Грузии в Вене, Вашингтоне и Женеве.
Однако в целом власти Грузии уверенно заявляют о собственной правоте в событиях 7 ноября. В интервью «Времени новостей» заместитель председателя парламента Михаил Мачавариани заявил, что в тот день «Грузия избежала государственного переворота». Международные последствия разгона митинга он считает несущественными: «Что касается реакции международного сообщества, то до этого я видел действия полиции во время беспорядков в Швейцарии, Германии, Латвии, Эстонии, Венгрии. Грузия становится нормальным, цивилизованным государством. Что дозволено Венгрии, то дозволено Грузии. Наша реакция будет еще жестче, если будут такие провокации».
Вместе с тем Грузия продолжает обвинять Россию в попытках дестабилизировать обстановку. Госминистр по урегулированию конфликтов Давид Бакрадзе вчера заявил, что в Очамчирский район непризнанной республики Абхазия Россия незаконно перебросила пять танков, пять бронемашин, семь гаубиц, четыре установки залпового огня «Град» и до 200 военных чеченской национальности. По его словам, Москва пытается воспользоваться тем, что Грузия «ослаблена», но это у нее не получится. Это заявление назвал «уткой» и «очередной провокационной истерией в адрес российских миротворцев» заместитель главкома Сухопутных войск России генерал-лейтенант Валерий Евневич. По его словам, «никакого увеличения ни численности личного состава, ни количества боевой техники и вооружений в зоне грузино-абхазского конфликта не проводилось и не проводится».