Празднование Года Китая в России и России в Китае сложно представить без поэтических сравнений, восточной мудрости, высокопарных речей и энергетических реалий.
День закрытия праздника, который вчера прошел в Москве, полностью соответствовал сценарию. Сначала переговоры правительственных делегаций, второй российско-китайский экономический форум -- попытка добиться преференций в кубометрах и инвестициях, а затем праздничный концерт, где нет никаких обид, где только правительственные награды и герои, и китайская феерия -- зеленые павлины и красные драконы.
В 9.15 утра в Колонном зале Дома союзов министр экономического развития и торговли России Эльвира Набиуллина представила высоких гостей -- премьеров Госсовета Китая Вэнь Цзябао и России Виктора Зубкова, вице-премьера, ответственного за Китай, Александра Жукова и ответственную за Россию заместителя премьера Госсовета Китая У И, а также себя и своего китайского коллегу министра торговли Бо Силая. И обещала не только «расширить и углубить» наши отношения, но и по итогам форума подписать контрактов «на сумму более 3 млрд долл.». Известно, что до сих пор предел совместных инвестиций измерялся лишь одним миллиардом.
Огласив протокол о намерениях, г-жа Набиуллина предоставила слово премьерам, которые спешили на переговоры с глазу на глаз. Премьеры двух стран активно сосредоточились на товарообороте (он с 40 млрд долл. в этом году обещает вырасти до 60--80 млрд в 2008-м), а также на торговле продукцией машиностроения, объем которой планируется увеличить за счет создания двусторонней торговой палаты по сбыту инновационной и машиностроительной техники. «Орган глубокой торговли» был отмечен обоими премьерами как нечто, коренным образом меняющее наши экономические взаимоотношения.
Виктор Зубков настолько погрузился, как он выразился, «в сам характер наших стратегических взаимоотношений», что вспомнил слова великого Конфуция: «Тот, кто не мыслит далеко, неизбежно столкнется с трудностями в ближайшее время». Вэнь Цзябао ответил без ссылок на авторитеты народной китайской мудростью: «Весенние цветы осенью дают плоды».
Напутствовав друг друга, премьеры удалились считать
газовых и нефтяных «птенцов» по осени -- на переговоры в Белый дом, захватив министров Жукова и Бо Силая, а также Эльвиру Набиуллину и У И.
Китайцы хорошо знают, что праздник не время для серьезного торга, поэтому вчера российско-китайские переговоры шли сравнительно гладко. Были подписаны соглашение о строительстве второй очереди Тянованьской АЭС и рамочное соглашение об оказании технической помощи при сооружении четвертой очереди газоцентрифужного завода в КНР. Главное, чего ждали китайцы, так и не случилось, а именно: фиксирования строительства трубопровода Сковородино -- граница КНР. Российская сторона в очередной раз объяснила, что для такого соглашения необходимо понять, чем и как наполнять трубопровод (причем даже неважно, за чей счет пойдет строительство, хотя всем ясно, что если оно и состоится, то на деньги Китая). Что касается нынешних обязательств России перед Китаем, в частности по поставкам нефти, то, как пояснил «Времени новостей» источник в российской делегации, «они могут быть полностью удовлетворены по железной дороге».
Казалось бы, более оптимистично в нынешний визит г-на Цзябао в Москву могла прозвучать газовая тема. Ведь китайцы могли пролоббировать ее у сопредседателя оргкомитета по проведению национального года Китая и России, первого вице-премьера РФ и главы совета директоров "Газпрома" Дмитрия Медведева. Последний обнадежил как умел, по-восточному запутанно: «Мы надеемся уже в ближайшие годы выйти на практическую модель строительства в области поставок газа. Сейчас согласовываются параметры по ценам, по маршрутам, и я думаю, что это вопрос самого ближайшего будущего. А китайские товарищи в этом направлении проявляют самую большую заинтересованность».
Конечно, если вспомнить, что китайцы хотят жестко зафиксировать объемы и цену поставок газа и нефти, их заинтересованность, безусловно, «самая большая». Китай хотел было воспользоваться рыночными принципами и получать наш газ у Exxon Mobil с месторождения «Сахалин-1». Из 10--11 млрд кубометров газа добычи (пока проектной) 8 млрд себе. А «Газпром», будучи монополистом, сказал, что у нас только четыре дальневосточных региона нуждаются в 15 млрд кубометрах. И добавил, что других мощностей у нас нет. Так что дружба дружбой, а нерешенных проблем у России с Китаем осталось как минимум две: нефть и газ.