Сегодня в центре Тбилиси, на проспекте Руставели перед зданием парламента
оппозиция собирает митинг под лозунгом «Грузия без президента!» Его участники также потребуют провести парламентские выборы не в конце 2008 года, как это предусмотрено конституцией, а уже весной. История повторяется: ровно четыре года назад,
2 ноября 2003 года, в Грузии состоялись выборы в парламент, фальсификация итогов которых привела к «революции роз» и досрочной отставке с поста президента Эдуарда Шеварднадзе.
В марте 2004 года
Грузия переизбрала на четыре года парламент. Однако правящее «Единое национальное движение» решило объединить выборы президента и парламента и провести их в конце 2008 года. Точная дата пока не определена. Власти, видимо, исходят из того, что только харизме президента Михаила Саакашвили под силу спасти обрушившийся рейтинг «националов», поэтому и предполагается совместить выборы.
Оппозиционеры же предполагают, что для Грузии больше подходит модель парламентской республики. Ведь все грузинские президенты, и Звиад Гамсахурдиа, и Эдуард Шеварднадзе, были свергнуты со своего поста. А теперь и Саакашвили, как заявил вчера депутат от оппозиционных консерваторов Каха Кукава, «может бежать под натиском народа».
Оппозиция пообещала вывести на проспект Руставели до 100 тыс. манифестантов. Лейбористы предложили людям провести всеобщую забастовку и вместо работы явиться на митинг. Однако и власти не дремлют. Они перекрыли трассы, связывающие Тбилиси с регионами, что затруднило доставку несогласных в столицу.
Представитель объединенной оппозиции (а это десять партий и движений), бывший госминистр Грузии по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава заявил «Времени новостей», что власти вынудили в ночь на четверг покинуть страну бывшего президентского соратника
Ираклия Окруашвили, который перешел в оппозицию к Саакашвили. Факт его отъезда подтвердился. Как предполагалось вначале, он отбыл в Париж, при этом его семья осталась в Тбилиси. Позднее пришли сообщения, что Окруашвили уехал в Мюнхен на лечение.
По словам Хаиндравы, власти по-прежнему опасаются компромата, которым обладает бывший генпрокурор.
Хотя в начале октября Окруашвили взял назад обвинения в коррупции, выдвинутые им в адрес Саакашвили и его окружения, общество верит не этому раскаянию, а первоначальным разоблачительным заявлениям. Кстати, Окруашвили не имел права покидать Грузию, так как находится на свободе под залог в 6 млн долл. на время двухмесячного предварительного следствия. Однако появилась информация, что за несколько часов до рейса представители правоохранительных органов вручили ему паспорт с шенгенской визой и проводили в аэропорт. Ранее Окруашвили обещал оппозиции прийти на пятничный митинг. Представитель грузинского МВД Шота Утиашвили вчера опроверг сведения о насильственном выдворении Окруашвили. «Утверждения о том, что правоохранительные органы якобы порекомендовали Окруашвили на время покинуть страну, носят безосновательный характер. В действительности Окруашвили выехал на медицинское обследование в Германию по собственному желанию», -- подчеркнул он.
Для того чтобы разобраться в складывающейся ситуации на месте, США направили в Грузию своего эмиссара -- замгоссекретаря Дэниэла Фрида. Он принимает участие в международном форуме «Строительство востока Европы», а по неофициальным данным, попытается организовать диалог президента Саакашвили с оппозиционерами. И это знакомая картина. Четыре года назад, за несколько месяцев до "революции роз", с Шеварднадзе и оппозицией в Тбилиси общался специально направленный Вашингтоном бывший госсекретарь Джеймс Бейкер. К его советам Шеварднадзе не прислушался и был вскоре досрочно отправлен на пенсию. В пятницу часть иностранных участников форума власти повезут на экскурсию в восточногрузинский город Сигнахи, чтобы оппозиция не мозолила глаза высоким гостям.
В Москве внимательно следят за грузинскими событиями. Российский МИД вчера заявил, что «в условиях, когда предстоят массовые митинги грузинской оппозиции, не исключено, что от Михаила Саакашвили можно ожидать еще более резких шагов по нагнетанию ситуации в зоне грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов и дальнейшему осложнению грузино-российских отношений»: «Кризис внутри страны власти пытаются разрешить за счет отвлечения от него внимания населения через демонстративные действия на внешнеполитической арене».