|
|
N°200, 31 октября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Артхаус с человеческим лицом
Завершился I международный фестиваль современного кино «Завтра»
Жюри «Завтра» во главе с голландским режиссером Йосом Стеллингом присудило Гран-при фильму «Однажды» 35-летнего ирландского режиссера Джона Карни. Выбор вполне оправданный; впрочем, то же самое можно было бы сказать про любой другой фильм конкурсной программы. Концепция «Завтра» такова, что режиссера награждают скорее за «особый взгляд», не ставя под сомнение его талант и мастерство. И в этом смысле члены жюри были поставлены в затруднительное положение -- определить, чей взгляд оригинальнее и «особеннее», согласитесь, непросто. Быть может, прав был президент фестиваля Иван Дыховичный, предложивший разыграть главный приз в 100 тыс. долл. в лотерею, а фаворитам жюри просто раздать памятные награды.
Забавно, что сумма денежного приза равна приблизительному «бюджетному минимуму» половины конкурсных картин. Так что жюри вполне могло исходить из принципа: дать деньги тому, кому они нужнее. Во всяком случае кинематографистам из стран Восточной Европы, представленной в конкурсе пятью работами из десяти, победа в фестивале дала бы достаточный стартовый капитал для создания нового фильма. И если уж фестиваль сориентирован на «завтрашний день» кинематографа, то это выглядело бы концептуально.
Джон Карни, 35-летний режиссер из Ирландии, на выигранные сто тысяч вряд ли сможет снять фильм у себя на родине, где киношное производство является едва ли не самым дорогим в Европе. Зато его картина стала одним из немногих фильмов конкурса, заинтересовавших русских прокатчиков. То, что в отечественный прокат выйдут уже обласканные славой работы Стива Бушеми («Интервью»), Фолькера Шлендорфа («Улжан») и представителя румынской «новой волны» Корнелиу Порумбойу («12:8 к востоку от Бухареста»), неудивительно. Интерес, проявленный компанией «Вест» к картине «Однажды», режиссер Джон Карни вполне может записать себе в актив.
Сюжет его фильма идеально соответствует названию и вписывается в свободную мелодраматическую схему «парень встречает девушку». Профессиональный клипмейкер Карни, по собственному признанию, хотел снять современную любовную историю, которая бы уместилась в нескольких музыкальных клипах: «Мы живем в мире, где трехминутная песня стоит больше, чем десятистраничный диалог». Главный герой, уличный музыкант-неудачник, знакомится на улице с миловидной чешской эмигранткой, которая проявляет неожиданный интерес к его творчеству. Они долго ходят по улицам города, таская за собой похожий на состарившегося домашнего зверя сломанный пылесос. По ходу выясняется, что девушка играет на рояле и пишет на досуге музыку. Потом они вместе решают записать несколько песен. В общем-то ничего особенного на экране не происходит. У него где-то в Лондоне живет «любовь всей жизни». Она растит дочку, содержит семью и ссылается на какого-то виртуального чешского мужа. Сюжет держится на музыкальных эпизодах, которые герои разыгрывают то дуэтом, то по отдельности. И вроде бы по законам мюзикла реальность вполне может быть условной. Но из этой случайной и простенькой истории, без мотивированного начала и логического финала, рождается какое-то стопроцентно всамделишное настроение. Актеры Глен Хэнсард и Маркета Ирглова ведут себя перед камерой так естественно, что веришь каждому их небрежно брошенному «мы с тобой переспим, а зачем?». И сломанной гитаре с торчащими в разные стороны струнами, и слащавым песням, спетым надрывным фальцетом, и батарейкам, купленным на последние гроши в ночной лавке, тоже веришь. И «антихеппиэндовый» ни к чему не приводящий финал -- не поженились, не переспали, не выиграли «Грэмми» -- безусловно, единственно возможный для такого вот «Однажды».
Японская картина «Фунуке» режиссера Дайхати Есиды, победившая в номинации «Изображение», вполне заслуживала приза за «историю», который в итоге тоже достался ирландской ленте. Помимо яркого визуального решения, где традиционный кинематографический язык смешивается с характерными для японцев «лапшичными» ужасами и комиксовыми ходами, фильм Есиды очень остроумно разыгрывает тему кризиса японской семьи. Режиссер заставляет жить под одной крышей, сделав их представителями одной фамилии, персонажей разного жанрового окраса. Так что в итоге образцово-показательная глянцевая дуреха воюет с радикальной девочкой-комиксисткой, их невольной жертвой становится герой из семейной драмы прошлого века, а свидетелем всего этого безобразия является нелепая героиня какого-то комедийного ужастика. Кстати, картина Дайхати Есиды вполне прижилась бы в русском прокате, где японские фильмы традиционно пользуются повышенным вниманием.
Самым предсказуемым выбором жюри стало присуждение наград в «актерских» номинациях. Исполнители главных ролей в фильме «Интервью» Сиенна Миллер и Стив Бушеми, безусловно, заслуживают всяческих похвал, но все же стоит признать, что они оба самое что ни на есть «сегодня» мирового кинематографа с его системой звезд и актерских предпочтений.
Куда более радикальный выбор сделало жюри русских блогеров (из числа самых популярных авторов ЖЖ), присудив главный приз венгерской картине «Млечный путь». Состоящий всего из десяти кадров медитативный фильм Бенедека Флигофа уместен как на киноэкране, так и в пространстве музея современного искусства. Как ни странно, эта визуально «неудобная» и непривычная история, которую сам автор охарактеризовал как «взгляд на Землю с точки зрения инопланетянина», привлекла наибольшее внимание зрительской аудитории. Что бы там ни говорили наши прокатчики про «кассовые сборы» и «потенциальную аудиторию», есть ощущение, что эта самая аудитория куда лучше умеет отличать завтрашний день от позавчерашнего.
Наталия БАБИНЦЕВА