Борьба с кризисом ликвидности на банковском рынке способствовала тому, что финансисты стали активнее вкладываться в растущие в цене из-за слабеющего доллара нефтяные фьючерсы, полагают аналитики крупнейших инвестбанков. Результатом стала более сильная реакция нефтетрейдеров на события уже на самом нефтяном рынке. «Шаги центральных банков по сокращению процентных ставок и «закачка» миллиардов долларов на финансовые рынки для предотвращения неблагоприятной ситуации в сфере кредитования спровоцировали инвесторов вкладывать в нефть», -- отмечает Reuters. В итоге в конце прошлой недели был зафиксирован
очередной рекорд: стоимость эталона WTI на Нью-Йоркской бирже достигла 92,22 долл. за баррель.
Впрочем, справедливой ценой нефти эксперты считают уровень примерно в 65 долл. за баррель, а потому не исключают, что с угасанием «военной премии» (сейчас она учитывает
противостояние Ирака и Турции, дискуссии вокруг Ирана, а также теракты на нефтяных объектах в Нигерии) и приближением зимы, которая может оказаться не очень холодной, сырье существенно подешевеет.
Основная причина волнений нефтетрейдеров -- ожидаемый дефицит сырья в ноябре--декабре. Как говорится, например, в отчете Barclays, из-за нынешнего напряжения на нефтяном рынке возрастают опасения нехватки топлива в зимний период, когда резко возрастает спрос. И особенно тревожна, по мнению аналитиков банка, ситуация с запасами: за прошлую неделю в США они неожиданно снизились на 5,29 млн баррелей -- до самого низкого уровня с января. Хотя обычно в это время всегда шло их накопление.
В то же время в ОПЕК не видят причин для беспокойства. Картель намерен в середине ноября рассмотреть ситуацию, но министры нефти входящих в него стран уверяют, что от уровня добычи цены уже не зависят. "Проблем с поставками нет. Добыча ОПЕК идет с использованием всех мощностей, -- цитирует Reuters иранского министра Голам Хоссейна Нозари. -- ОПЕК не несет ответственности, и Запад не должен обвинять ОПЕК в резком росте цен на нефть". Аналогичное мнение высказал и алжирский министр Шакиб Хелиль. От уровня добычи, как показывает практика последних недель, цены действительно уже почти не зависят. По данным Lloyd's Marine Intelligence Unit, за две недели октября реальный экспорт стран -- членов ОПЕК (за исключением Анголы) вырос на 1 млн баррелей в сутки по сравнению с уровнем начала сентября. Поэтому ожидаемое повышение добычи еще на 500 тыс. баррелей с 1 ноября, о котором говорили руководители картеля, во-первых, может не состояться, ибо столь существенно за небольшой срок ее нарастить почти невозможно, а во-вторых, если и состоится, то от него вряд ли будет многое зависеть.
В то же время президент Венесуэлы Уго Чавес, знаменитый пророческими прогнозами нефтяных цен, в очередной раз выступил на эту тему: «Цена нефти приблизилась к 100 долл. за баррель, и эта тенденция сохранится, если США будут продолжать угрожать нефтедобывающим странам, в частности Ирану, или попытаются дестабилизировать ситуацию на Ближнем Востоке по примеру Ирака». Иран в этой связи упомянут не случайно. В минувший четверг Вашингтон наложил санкции более чем на 20 иранских компаний, банков и частных лиц, а также на структуры министерства обороны страны. Аналитики подметили, что именно после этой информации цены на нефть с легкостью преодолели отметку в 90 долл. за баррель (по итогам торгов) и зафиксировались сначала на уровне 90,46, а на следующий день -- на уровне 91,87 долл. за баррель WTI. Это значит, полагают некоторые инвесторы, что следующим уровнем сопротивления станет отметка как раз в 100 долл. за баррель.
Заявления администрации Джорджа Буша при этом ничуть не успокаивают рынок (хотя по идее крупнейший импортер нефти должен стремиться сократить свои расходы). Ее представитель лишь заметил, пишет Reuters, что цены на нефть в пятницу «были слишком высоко». При этом вице-президент Дик Чейни заявил, что национальные стратегические нефтяные запасы не будут использованы в качестве регулятора стоимости сырья.
Надежды Белого Дома на снижение цен, возможно, связаны с конъюнктурой китайского нефтяного рынка. Как оказалось, в последние месяцы импорт нефти Поднебесной растет не так быстро, как прогнозировалось. В частности, статистика сентября показывает, что закупки увеличились всего на 0,3% по сравнению с сентябрем 2006 года. А по итогам первых трех кварталов, несмотря на рост ВВП на 11%, спрос на нефть вырос лишь на 3,5%. По итогам года, как теперь прогнозирует Международное энергетическое агентство, спрос на импортную нефть в Китае вырастет лишь на 4%, хотя еще год-два назад ожидался рост на 7--8%. Причина этого не только в высокой цене, говорят эксперты, а еще и в применении эффективных технологий переработки сырья.
Однако в то же время Китай наращивает экспорт нефтепродуктов, хотя роста перерабатывающих мощностей в мире почти не наблюдается. А это значит, что рано или поздно появится дефицит топлива, который вызовет удорожание продуктов переработки, что в свою очередь «потянет» за собой нефтяные цены.