В конце минувшей недели стало известно, что центральный аппарат Федеральной налоговой службы (ФНС) может быть сокращен на треть. Это далеко
не первая реорганизация в ФНС за последний год. Желание федеральной службы сократить количество чиновничества само по себе похвально. Правда, совсем недавно фискалы заявляли, что для оптимального осуществления налогового администрирования им нужен значительный кадровый резерв, и открывали множество новых вакансий.
Грядущая реорганизация, о которой ведомство пока не объявило официально, предусматривает уменьшение штата сотрудников центрального аппарата. Сейчас штатная численность центрального аппарата предусматривает наличие 1100 сотрудников, после реорганизации, как ожидается, их станет на 300--400 человек меньше. В четыре раза уменьшится и количество управлений в центральном аппарате ФНС. Сегодня их 27, а вскоре предположительно останется только шесть. При реорганизации планируется объединять функции нескольких направлений в одно.
За последние несколько лет налоговая служба, пожалуй, как ни одно другое ведомство, многократно переформировалось. Превратившись из Государственной налоговой службы в министерство и вновь через пять лет потеряв свой министерский статус, ведомство без конца экспериментировало со своей структурой, меняя количество и состав департаментов и управлений. Появлялись и исчезали целые направления, одними из таких растворившихся внутриведомственных структур стали управления по контролю за налогообложением малого бизнеса и за кредитными организациями.
Об очередной внутриведомственной реформе нынешний глава Федеральной налоговой службы Михаил Мокрецов заявил сразу же после своего назначения.
В апреле 2007 года налоговики объявили об ужесточении контроля за физическими лицами. Объектом контроля, как говорилось тогда в пресс-релизах, должен был стать не налог, а налогоплательщики. Управление по контролю за доходами физических лиц вобрало в себя функции контроля за уплатой не только подоходного налога, но также земельного, транспортного и имущественного, и стало управлением по администрированию налогов физических лиц.
По каким признакам будут группировать другие новые укрупненные управления, пока неясно. Источники говорят о планах совместить управление по администрированию доходов физлиц с управлениями единого социального налога и налога на прибыль. Говорят и о намерениях разделить центральный аппарат на два больших направления: одно, отвечающее за налоги физических лиц в целом, другое -- юридических. Создана даже специальная межведомственная комиссия по контролю вопросов реорганизации ФНС, ведь изменения в структуре ведомства должны быть согласованы с Минфином, которому налоговики формально подчиняются.
Чем теперь не устраивает структура ведомства его руководителя, затеявшего столь серьезные изменения, сказать трудно. Никаких сверхсложных задач перед ФНС пока не ставят, управляемость внутри ведомства вполне приемлемая, субординация жесткая. С собираемостью налогов, за исключением вечно проблемного НДС, явных промахов нет, разве что с «серыми» зарплатами ведомство ведет практически безуспешную пока войну.
На днях заместитель главы ФНС Татьяна Шевцова сообщила, что процент «серых» и «черных» выплат в общем объеме оплаты труда стабилизировался на уровне 26,9%. Этот колоссальный объем денег выплачивается в стране без налогов. Бывший глава ФНС Анатолий Сердюков пытался бороться с этой и прочими проблемами как раз расширением штата: два года назад было объявлено о привлечении на налоговую службу почти 15 тыс. новых сотрудников. Новый глава ведомства, видимо, надеется больше не на кадровый резерв, а на созданную недавно информационно-аналитическую систему, позволяющую на основе информации от третьих источников делать выводы о возможной налоговой недобросовестности того или иного плательщика.