Глава МВД России Рашид Нургалиев вчера объявил, что в деле
о подрыве в августе этого года скоростного поезда «Невский экспресс» появились еще двое подозреваемых. Несмотря на то что министр отказался конкретизировать имена новых фигурантов громкого дела, сославшись на тайну следствия, их фамилии стали известны почти сразу. Как выяснилось, в рамках этого расследования в Москву из ингушского села Экажево (Назрановский район) для допросов во вторник вечером были доставлены братья Хидриевы. Они были задержаны в своем доме утром 23 октября сотрудниками центрального аппарата МВД и спецслужбами Ингушетии. По первоначальной информации, подозревались браться в серии разбоев и грабежей на «территории центральных регионов России». Как именно теперь ингуши вписываются в версию о подрыве поезда, пока неясно. Многочисленная же родня Хидриевых из Экажево вчера обивала пороги милицейских инстанций республики, пытаясь выяснить дальнейшую судьбу задержанных.
Электровоз и 12 вагонов пассажирского поезда №166 «Невский экспресс», следовавшего по маршруту Москва--Петербург, сошли с рельсов на перегоне Окуловка--Малая Вишера Октябрьской железной дороги 13 августа в 21.38 в 180 км от Петербурга. Как установили взрывотехники, под локомотивом поезда сработала контактная самодельная бомба мощностью примерно 2 кг тротила. В «Невском экспрессе» в момент ЧП находились 231 пассажир и 20 членов поездной бригады. В результате аварии пострадали 62 человека.
Прокуратура почти сразу расценила происшедшее как теракт (ст. 205 УК РФ), так как на железнодорожном полотне была обнаружена воронка и остатки взрывного устройства, а находившиеся в поезде люди слышали звук взрыва. В следственную бригаду, работавшую на месте инцидента, вошли более 200 следователей и экспертов из различных силовых структур, и первые подозреваемые появились уже через три дня. 16 августа в Маловишерское СИЗО были доставлены арестованные на 30 суток до предъявления обвинения Андрей Каленов и Денис Зеленюк. Молодых людей, известных в определенных кругах Петербурга как участники движения «Питерская лига анархистов», заподозрили в причастности к подрыву «Невского экспресса». В их квартирах провели обыски, однако ничего предосудительного оперативники не нашли. Спустя еще два дня уже в новгородский изолятор также по подозрению в теракте под Малой Вишерой попал 25-летний чеченец Хасан Дидигов.
Как поясняли тогда адвокаты Зеленюка и Каленова,
следователи полагали, что Каленов, увлекающийся историей войны и раскопками на местах боев, мог достать взрывчатку времен ВОВ и передать ее Дидигову, который в свою очередь смастерил бомбу для подрыва экспресса.
Защитники неоднократно выступали с требованиями об освобождении всех троих задержанных, ссылаясь на наличие у них алиби. Так, Зеленюк и Каленов за несколько дней и во время железнодорожного ЧП находились в Петербурге, Хасан Дидигов -- в городе Чудово (Новгородская область), где проживает с родителями. Андрей Каленов даже объявлял голодовку в знак протеста против незаконного ареста.
Выпустил под подписку о невыезде суд всех троих лишь по истечении 30 суток. В этот срок следствие обязано было предъявить подозреваемым обвинения, чего не произошло, и они вышли на свободу. Правда, Хасану Дидигову вернуться домой не удалось. Там же в Новгородском СИЗО, получив бумагу об освобождении из-под стражи по делу о теракте на железной дороге, ему предъявили обвинение по делу о грабеже, по которому чеченец ходил в подозреваемых аж с 2002 года. До сих пор Хасан Дидигов находится в следственном изоляторе.
До вчерашнего дня других подозреваемых в деле о подрыве «Невского экспресса» не появлялось. Представители следствия, в том числе руководитель недавно созданного Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин, заявляли, что сыщики работают над тремя основными версиями подрыва поезда. По словам г-на Бастрыкина, это «чеченский след, теракт националистических молодежных группировок Москвы или Санкт-Петербурга и криминальная разборка в Новгородской области после смены губернатора». При этом в конце августа г-н Бастрыкин уверенно заявил, что собранных улик достаточно, чтобы выйти на преступников.
Об «очень интересной информации», появившейся у следствия чуть позже, в своем отчете президенту России говорил и глава ФСБ Николай Патрушев, заверив Владимира Путина, что следствие «внесло коррективы» в первоначальные версии ЧП.
Вчерашнее выступление главы МВД Рашида Нургалиева о ходе расследования подрыва поезда прервало двухмесячное молчания силовиков на эту тему. Однако министр тоже говорил очень пространно, ссылаясь на тайну следствия. «Работа была очень длительная, и она продолжается, -- сказал г-н Нургалиев. -- Есть подозреваемые. Есть косвенные признаки, есть то, что мы говорим «очень тепло и очень жарко», информация очень интересная».
Впрочем, уже спустя два часа выяснилось, о чем именно шла речь в сообщении главы МВД. В УФСБ Ингушетии подтвердили, что во вторник в Москву для допросов были этапированы задержанные ранним утром того же дня в селе Экажево браться Хидриевы и именно они, возможно, причастны к теракту 13 августа.
30-летнего Амирхана и 39-летнего Макашарипа Хидриевых спецназовцы центрального аппарата МВД РФ и УФСБ по Ингушетии взяли без боя и попытки сопротивления. Милиционеры просто пришли к братьям в дома, попросили документы, а потом увезли в Магас. Родным Хидриевых объявили, что Амирхан и Макашарип подозреваются в разбойных нападениях.
Вчера многочисленные родственники тейпа Хидриевых, проживающие в Экажево (а среди родных задержанных братьев есть и чиновники администрации Назрановского района, и милиционеры), ходили по инстанциям, пытаясь узнать судьбу Амирхана и Макашарипа. По данным поселковых милиционеров, до вторника им ничего не было известно о возможной преступной деятельности братьев Хидриевых.
Примечательно, что до сих пор, по словам источника, близкого к следствию, «кавказская версия», даже после того, как ответственность за теракт на себя взяла группировка чеченских боевиков «Рияд-ас-Салихин» (сообщение об этом появилось в сентябре на интернет-портале кавказских сепаратистов), не была основной. Каким именно образом эти ингуши связаны с Каленовым, Зеленюком и Дидиговым, которые до сих пор остаются подозреваемыми в подрыве экспресса, пока неясно. Во вторник вечером Хидриевы были на самолете доставлены в Москву. Сегодня их планируют допросить.