Уполномоченный по правам человека раскритиковал воспитательную систему в колониях для несовершеннолетних
Исправительные колонии для несовершеннолетних в России превращаются в полноценные тюрьмы. К такому выводу пришел уполномоченный по правам человека РФ Владимир Лукин, побывав в пятницу в Кировградской воспитательной колонии (ВК-2), где в ночь на 17 октября
более 200 несовершеннолетних устроили массовые беспорядки, во время которых погибли три человека: два подростка, которых застрелили охранники, и офицер-инспектор -- его насмерть забили бунтовщики.
Перед омбудсменом были поставлены нелегкие задачи: выяснить, не стало ли ЧП следствием нарушения прав воспитанников колонии, были ли правомерны действия сотрудников милиции и УФСИН Свердловской области, которые стреляли в бунтовщиков на поражение. После посещения ВК-2 уполномоченный созвал пресс-конференцию, на которой огласил неутешительные, по его мнению, для российского ФСИН выводы. По словам г-на Лукина, причиной бунта прежде всего стали избиения, которым подвергались воспитанники колонии.
«Я не согласен с той точкой зрения, что ничто не предвещало бунта. Главной причиной, на мой взгляд, является то, что воспитательная колония для несовершеннолетних зачастую превращается в полноценную тюрьму, где главное -- это наказание, -- заявил журналистам омбудсмен. -- У меня есть свидетельства того, что к заключенным применялись методы физического воздействия. Они исходят из источников, которым я лично склонен доверять. Говорят, что били и иногда оскорбляли людей». При таком отношении, как пояснил г-н Лукин, у подростков складывается ощущение, что от «настоящих, взрослых, заматерелых» преступников они отличаются только возрастом.
При этом Владимир Лукин отметил, что произошедшее 17 октября ЧП не первое в этой колонии, случившееся в этом году, -- в августе 40 воспитанников самовольно покинули помещение отрядов и на плацу избили младшего инспектора колонии. Следовательно, посчитал уполномоченный, руководство учреждения могло предвидеть дальнейшее развитие событий.
Между тем, по мнению г-на Лукина, в системе ФСИН до сих пор нет механизма мониторинга ситуации, нет реальных механизмов воздействия на подростков. Администрация ВК-2, как он полагает, не смогла достаточно эффективно противостоять влиянию неформальных группировок внутри колонии, а также за ее пределами. По словам г-на Лукина, из 463 заключенных 350 несовершеннолетних отбывают здесь наказание за тяжкие преступления, 52 из них по возрасту уже должны быть переведены во взрослые колонии. Именно ими были спровоцированы беспорядки. «В воспитательной колонии главным персонажем должен быть воспитатель», -- резюмировал Владимир Лукин, добавив, что по возвращении в Москву, возможно, займется подготовкой запроса в Госдуму о создании из представителей трудовых коллективов наблюдательных советов за состоянием дел в колониях для несовершеннолетних.
В пятницу же ФСИН озвучила свою версию причин бунта в Кировградской колонии. По словам ее директора Юрия Калинина, подростковая колония взбунтовалась из-за того, что лидера «отрицательной группировки» перевели в другое учреждение. Оставшиеся решили отомстить. В настоящее время в колонии работает специальная комиссия, куда вошли представители Минюста, прокуратуры, службы исполнения наказаний.
Между тем в выходные стало известно, что 7 октября в другой колонии для несовершеннолетних, в Биробиджане, произошел инцидент с участием воспитанников. Десять осужденных подростков были госпитализированы. Прокуратура Еврейского автономного округа вынесла представление руководству колонии с требованием наложить дисциплинарные взыскания на пятерых сотрудников администрации, которые не смогли обеспечить достаточные меры безопасности. Подросткам удалось не только отвлечь внимание воспитателей и устроить драку в видеозале во время просмотра фильма, но и заранее пронести в зал палки с гвоздями, которые они использовали в потасовке.