Турки вплотную подошли к одному из вариантов -- массированному или точечному --
военной операции на севере соседнего Ирака, санкцию на проведение которой меджлис (парламент) 17 октября выдал кабинету Реджепа Тайипа Эрдогана. Вчера турецкий высший совет по борьбе с терроризмом во главе с президентом Абдуллахом Гюлем срочно совещался после того, как в ночь на воскресенье, 21 октября, неизвестные обстреляли из автоматического оружия и гранатометов колонну спецназа, блокировав ее на мосту у города Юксекова провинции Хаккяри -- это всего в пяти километрах от границы с Ираком. По словам премьер-министра Эрдогана, 12 солдат погибли (по данным турецких СМИ, убиты 16 военнослужащих), десять пропали без вести, 17 ранены, а мост разрушен. Спустя несколько часов в той же провинции 14 человек были ранены в результате подрыва рейсового автобуса.
В этих условиях Эрдоган ожидает от руководства страны «подхода спокойного, далекого от эмоций и основанного на здравом смысле». Однако несомненно, что военные требуют форсировать трансграничную операцию по преследованию боевиков Рабочей партии Курдистана (РПК) и уничтожению их баз в Курдской автономии Ирака. Генштаб Турции сообщил вчера вечером об уничтожении «на границе с Ираком 32 курдских боевиков». Последнее нападение в Хаккяри увеличило почти до 50 человек число турецких солдат и полицейских, убитых в октябре.
Президент Ирака курд Джаляль Талабани призвал повстанцев из числа турецких курдов, укрывающихся в том числе в горах в Северном Ираке, сложить оружие. В субботу он исключил «широкомасштабное вторжение Турции в Ирак, против которого выступают все, в том числе США, ЕС и НАТО». По его словам, Эрдоган «как мудрый человек понимает, что такое вторжение не решит проблему и не принесет весомых результатов». Еще он раскритиковал президента Сирии Башара Асада, ставшего единственным арабским лидером, поддержавшим «законное право» Анкары на операцию в Ираке. Досталось от иракского президента и РПК: «Мы хотим, чтобы РПК покинула Иракский Курдистан и вернулась на свою территорию». Он признал, что у Ирака недостаточно сил для ареста и выдачи лидеров РПК: «Они находятся в горах, с ними десятки вооруженных людей, даже армии Турции это не под силу». Выход, по оценке Талабани, в совместных действиях Ирака, Турции и США с тем, чтобы блокировать РПК в районе горного хребта Кандиль.
Гюль и Эрдоган отвечают, что у Турции «нет видов на территорию соседа», но «Ирак продолжает предоставлять убежище террористам, поэтому у Турции есть моральное и юридическое право положить этому конец». На границе с Ираком сосредоточено до 60 тыс. турецких военнослужащих, но военные действия с применением авиации, артиллерии, бронетехники и подразделений спецназа ведутся только в приграничных районах населенного курдами юго-востока Турции. Впрочем, Пентагон на прошлой неделе сообщил, что в Северном Ираке уже находятся «примерно три батальона» (около тысячи) турецких солдат с задачей «сбора разведданных о боевиках», причем правительства Ирака и Курдской автономии против этого вроде бы не возражают.
Власти Курдской автономии Ирака, однако, заявляют и о том, что курдская армия «пешмарга» даст туркам «сокрушительный отпор», если они углубятся на иракскую территорию. Президент автономии Масуд Барзани, ранее обещавший послать на разгром турецких разведывательно-диверсионных групп свою «пешмаргу особого назначения», после переговоров с Джалялем Талабани вновь подтвердил вчера в столице Эрбиле: «Если на нас будет совершено нападение, мы воспользуемся своим законным правом на самооборону».
«Турки многократно вторгались в Ирак, но своих целей достичь не смогли», -- сказал «Времени новостей» председатель Международного союза курдских общественных объединений Мераб Шамоев. По его словам, сейчас Анкарой движет «обида на США, которые принимают проекты резолюций с признанием геноцида армян и делают ставку на курдов в деле стабилизации Ирака».