|
|
N°192, 19 октября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вязаная память
«Домашний труд» Леонида Тишкова в Крокин-галерее
Скульптуры и объекты из ткани, фотографии и видео в память о матери художника представлены на выставке Леонида Тишкова «Домашний труд» в Крокин-галерее.
Эта выставка-память сублимировалась из воспоминаний и боли потери.
Мы видим в фильме опустевшую квартиру и осиротевшие вещи: нехитрую утварь, старенькие очки, простое зеркальце, пуговичные россыпи, скромный гардероб учительницы. Сын, так же, как раньше делала его мама, разрезает на ленточки, «разрывает на махорики» ее одежду, скручивает в клубочки и наматывает их на память. Клубочек, этот символ судьбы, скрепляет артефакты воспоминаний, что тревожат память и царапают ее до крови. Очки и зеркальце, ложка и ножик, часы и ключ, разделочная доска и умолкнувшая телефонная трубка, все связано нитью судьбы. Все на этой выставке идет от моточков. Клубки с размотанной нитью, что висят на стене или кружатся под потолком, могут оказаться не просто мотками, а небесными водолазами. «Их шланги уходят в небо, веревки теряются в вечности».
С таким художником, как Леонид Тишков, не всегда знаешь, с чем имеешь дело. Чтобы догадаться, надо немного знать его мифологию, эту историю с продолжением, которую художник рассказывает уже много лет.
В его мире живут создания метафизические, плоды нашего сознания и подсознания. Художник называет их «существами моего существа». Среди них встречаются водолазы, даблоиды, стомаки, живущие в хоботе. Их не найти в обыденной жизни. По мнению художника, создания они абсурдные. Он придумывает про них истории, пишет книжки, и, конечно, он их рисует, воплощает в скульптурах, рассказывая, в сущности, о себе самом и о нас с вами. Водолазы, например, скрывают под своей скорлупой-скафандром (ну прямо как мы с вами) тонкую душу и черные мысли, тщеславие и благородство, альтруизм и себялюбие. Самые старшие в его коллекции существ -- даблоиды. Они создания идеальные, порожденные сознанием: наши комплексы, заблуждения, иллюзии, в общем, все, что мы накапливаем за жизнь. У каждого есть свой персональный даблоид. Он всегда с тобой, такой родной, нутряного красного цвета, прикипел к сердцу и пророс пуповиной, совсем как ребенок. Даблоидов, кстати, как и детей, может быть больше одного, стоит только захотеть их создать. На выставке есть вязаная скульптура: коврик-плацента, сплетенный, наверное, мамой художника.
С детским местом связан пуповиной кто-то, похожий на эмбрион или ... на даблоида утраты.
Вы тоже можете осознать и материализовать своего даблоида, сотворив его, скажем, из одинокого носка, предпочтительно красного цвета. Инструкции художник давно уже приготовил. Надо прорезать у носка пальцы, сшить по краям, набить тряпочками, сделать как бы большую стопу с отростком. И наделить это существо своим разочарованием, косностью, пустыми мечтами. А потом, когда все разберутся со своими даблоидами, отчуждение и вражда между людьми исчезнет. Такая вот мифология.
Мемориалы бывают разные. Кто-то ставит памятник, кто-то вешает на стену фотографию в рамочке или носит на руке часы дорогого человека, или хранит записные книжки, или просто образ в памяти бережет. А художник Леонид Тишков запечатлел память через простую домашнюю работу оживления воспоминаний.
Марина ФОМЕНКО