|
|
N°191, 18 октября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вульф Бернотат: Кругом одна политика
E.ON не планирует покупать энергоактивы в России
Немецкий энергетический концерн E.ON, завершив многомиллиардную сделку по приобретению контрольного пакета акций российской электрогенерирующей компании ОГК-4, в обозримом будущем не стремится к новым крупным покупкам в России. Об этом вчера заявил глава концерна Вульф Бернотат во время встречи с членами Объединения экономической журналистики в Дюссельдорфе. «Поначалу мы закончим процесс интеграции ОГК-4 в структуру концерна, -- сказал он. -- Больше мы пока не планируем крупных поглощений в этой стране». При этом он указал Еврокомиссии, что вместо требований отделить транспортные сети от энергоконцернов правильнее было бы добиваться приватизации энергетических предприятий в Европе.
Как уже сообщалось, во время недавнего визита президента Владимира Путина в Германию была окончательно завершена сделка по приобретению примерно 70% акций ОГК-4 за 4,1 млрд евро. Еще 7% E.ON намерен выкупить с помощью коммерческого предложения миноритарным акционерам, на что потребуется до 500 млн евро. Доля РАО «ЕЭС России» в ОГК-4 в результате сократится до 23%. Г-н Бернотат подчеркнул, что E.ON смог получить акции российской компании, «лишь на волосок» обойдя на аукционе конкурента из Финляндии -- Fortum.
Ранее руководство E.ON сообщало о намерении выделить на инвестиционные цели до 2010 года приблизительно 60 млрд евро. Как отметил г-н Бернотат в Дюссельдорфе, в России E.ON намерен форсировать строительство электростанций, работающих на угле и природном газе. Участие концерна в развитии российских атомных электростанций, равно как и ГЭС, не планируется, так как, отметил г-н Бернотат, эти секторы энергетики в России -- прерогатива государства.
За пределами России, в первую очередь на европейских рынках энергии, г-н Бернотат рассчитывает на продолжение процесса консолидации крупных энергетических компаний. «Сама индустриальная логика говорит в пользу слияния европейских энергопредприятий», -- подчеркнул председатель правления крупнейшего немецкого энергетического концерна. Тем не менее, считает он, в будущем останутся как «несколько очень крупных» компаний, так и региональные предприятия по снабжению энергией.
«Однако этим процессом не должны управлять правительства», -- указал г-н Бернотат, выразив сожаление по поводу того, что в некоторых европейских странах «государство вновь занялось энергетическим бизнесом». «На энергетическом рынке сегодня доминируют предприятия, либо управляемые государством, либо такие, на которые решающее влияние оказывает государство, -- сказал он. -- Куда ни глянь, кругом политические сделки». В частности, напомнил он, палки в колеса E.ON на пути приобретения акций испанской Endesa в прошлом году ставили договорившиеся между собой правительства Испании и Италии. «Европейской комиссии следовало бы снова включить в повестку дня своей деятельности требование о приватизации энергетических предприятий», -- потребовал шеф E.ON.
Вместо этого, продолжал он, Брюссель погряз в требованиях о разделении производства электроэнергии и транспортных сетей. «Но ведь не существует сколько-нибудь убедительного доказательства того, что благодаря отчуждению транспортных сетей, принадлежащих концернам на правах частной собственности, на энергорынках усилится конкуренция и снизятся потребительские цены на энергию», -- заметил г-н Бернотат.
Но и это еще не все: помимо перспективы отчуждения газопроводов и ЛЭП Еврокомиссия рассматривает возможность (ее г-н Бернотат назвал «взрывоопасным материалом») ввести регулирование производства электричества и газа, а также оптовой торговли энергоносителями, вплоть до принудительного отчуждения мощностей электростанций. «Это не что иное, как плановое хозяйство», -- подытожил он.
E.ON, по словам своего руководителя, намерен форсировать процесс конкуренции на энергорынках Европы. В самой Германии г-н Бернотат не усматривает возможностей для дальнейшего роста его предприятия и потому считает необходимым ориентироваться на Европу. При этом, добавил он, E.ON будет укреплять свои позиции во Франции. Продвинуть вперед процесс конкуренции на европейских рынках способна трансграничная торговля энергией. Именно по этой причине E.ON намерен строить газопроводы и ЛЭП в соседние с Германией страны.
Юрий ШПАКОВ, Берлин