|
|
N°190, 17 октября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Доходный спор
Арбитражный суд рассмотрит дело о незаконном строительстве в исторической части Москвы
Сегодня арбитражный суд Москвы приступит к рассмотрению дела о незаконном сносе жилого дома в центре столицы, в особо охраняемой исторической зоне города -- на Остоженке, 8. Вокруг дома уже возвели забор и повесили табличку, оповещающую о начале строительства. Новые владельцы намерены возвести на месте постройки 1901 года элитный многофункциональный центр (гостиницу) с подземной автостоянкой, дорогими магазинами и другими сопутствующими благами. Жильцов выселили, и все они безропотно переехали из дома с видом на храм Христа Спасителя на городские окраины. Со своей судьбой не смирились только владельцы небольшого продуктового магазина "Остоженка,8" (бывший "Ветеран"), расположенного на первом этаже дома и снабжающего ветеранов дешевыми пайками.
Владельцы магазина и обратились в арбитражный суд с иском о признании незаконной сделки между городскими властями и ООО «Риэлт Эстейт Центр», которое получило эксклюзивные права на реализацию инвестиционного проекта по сносу дома и строительству нового элитного жилья. Они утверждают, что эта сделка была заключена без проведения конкурса, который, по московскому законодательству, обязателен в таких случаях. Кроме того, снос дома в исторической части Москвы -- заповедной зоне «Пречистенка--Остоженка» по тем же законам должен проводиться с согласованием с Москомархитектуры, но никаких документов по Остоженке, 8, это ведомство почему-то не подписывало.
Дом на Остоженке, 8, стр. 1, входит в адресный перечень жилых домов, утвержденный правительством Москвы. Он был построен архитектором Шишковским в 1901 году как доходный дом. Однако три года назад он, несмотря на то что люди продолжали в нем жить, «превратился» в нежилое помещение. При этом никаких решений о придании дому нового статуса не принималось. Зато именно как нежилой он значится в бумагах, сопутствовавших оформлению передачи прав на снос дома и последующее строительство нового многофункционального гостиничного центра. Как рассказал юрист Валерий Орлов, представляющий интересы магазина, перемены эти произошли не случайно, а для того, чтобы упростить регламентированную законодательством процедуру передачи прав на осуществление инвестиционного проекта той или иной организации. «По закону конкурс по подбору инвестора не обязательно проводить только в тех случаях, если помещение не относится к жилым или его площадь составляет менее 1,5 тыс. кв. м. Ни та, ни другая характеристика к дому на Остоженке 8, стр. 1, не относится», -- сказал г-н Орлов.
Официальным основанием для возведения новой постройки на месте старой стало постановление правительства Москвы, датированное маем 2002 года, «О градостроительном плане развития территории района Хамовники на период до 2020 года». Есть и протокол заседания городской конкурсной комиссии, состоявшееся в ноябре 2003-го, на котором рассматривался вопрос о судьбе Остоженки, 8. В нем сказано, что следует «согласиться с предложением окружной комиссии ЦАО о привлечении ООО «Риэлт Эстейт Центр» в качестве инвестора на реконструкцию строений». А условия того, как именно этот инвестор должен привлекаться, предполагалось «определить после разработки исходно-разрешительной документации».
В начале 2004 года последовало правительственное распоряжение, в котором сказано, что гостиничный комплекс с подземной автостоянкой должен быть возведен в 2004--1906 годах «с ориентировочным выходом общей площади 18 000 кв. м при условии реконструкции дома и строительства пристройки для размещения гостиницы среднего класса». Этот срок потом продлили до 2009 года.
В заключенном между правительством Москвы и «Риэлт Эстейт Центр» контракте сказано, что его предметом «является реализация инвестиционного проекта по новому строительству нежилого фонда города Москвы», в том числе и по адресу Остоженка, 8, стр. 1. И тут же добавляется: «На момент заключения контракта объекты не свободны от имущественных обязательств и подлежат освобождению от жителей и собственников нежилых помещений». В этом контракте предусмотрена и необходимость «заказать в Москомархитектуры исходно-разрешительную документацию на реконструкцию объекта». «Но, несмотря на то что вокруг дома уже объявили о начале строительства, никаких разрешений из Москомархитектуры до сих пор не поступило, -- сказал г-н Орлов. -- Здание, по заключению экспертов, не является аварийным. Оно расположено на заповедной территории и, по данным Главного управления охраны памятников, является объектом историко-градостроительной среды и частью историко-архитектурного облика этой части Москвы. Но под предлогом реконструкции инвестор планирует снос этого строения».
Примечательно, что ООО «Риэлт Эстейт Центр» на момент заключения контракта на инвестора не особо было похоже -- в его учредителях значились лишь два физических лица (некие Геннадий Елисеев и Сергей Гоев), а уставный капитал составлял 30 тыс. руб. Но из выписки из Единого госреестра юридических лиц по состоянию на сентябрь 2006 года учредителем «Риэлт Эстейт Центр» уже стало ООО «Мидланд Девелопмент» (Midland Development Limited), зарегистрированное в Москве и увеличившее уставный капитал до 4,5 млн руб. Эта кампания, в свою очередь, учреждена другой -- Midland Resourses Holding Limited, зарегистрированной в офшоре на Нормандских островах. И тогда предпочтения московских властей стали понятны. Группа Midland Resourses принадлежит двум украинским олигархам -- Александру Шнайдеру и Эдуарду Шифрину. Они же владеют пакетом акций «Запорожстали». «Мидланд Девелопмент» начал односторонне переделывать контракт, -- отметил г-н Орлов. -- Его руководство уже не хочет строить гостиницу в 18 тыс. кв. м, а планирует возвести элитный жилой комплекс в 27,5тыс. кв. м, в нижних этажах которого будут размещаться бутики, рестораны и офисы».
В своем иске в арбитраж владельцы магазина «Остоженка, 8» утверждают, что инвестиционный контракт должен быть признан недействительной сделкой. «По условиям контракта магазин фактически лишают права собственности, хотя, согласно Гражданскому кодексу, ни новое строительство, ни реконструкция основаниями для этого быть не могут. Кроме того, в нарушение ГК его отстранили от участия в принятии властями решения о реализации нового проекта, -- сказал г-н Орлов. -- Остоженка, 8, стр. 1, входит в адресный перечень жилых домов, подлежащих строительству по инвестиционным контрактам, заключенным по результатам конкурса. Но в существующем контракте дом почему-то отнесен к объектам нежилого фонда, и открытого конкурса на его реконструкцию не проводилось».
Ответчик -- ООО «Риэлт Эстейт Центр» настаивает, что решение о предоставлении ему эксклюзивного права на проведение реконструкции и строительства было абсолютно законно. Так, инвесторы утверждают, что в контракте дом значится как жилой объект, но по его же условиям он станет нежилым «после отселения жителей», и департаменту жилищной политики предписано исключить дом из жилищного фонда по окончании этой процедуры. Ответчик также утверждает, что получил контракт на конкурсной основе и ссылается на заключение городской конкурсной комиссии «по подбору инвесторов на реализацию инвестиционных градостроительных проектов по объектам нежилого фонда». Кроме того, как полагают владельцы «Риэлт Эстейт Центр», ничьих прав они не нарушали: «Сам инвестиционный контракт и постановление правительства Москвы не являются актами распоряжения собственностью истца и иных лиц, соответственно, заявление истца о лишении его собственности в результате реализации контракта безосновательно».
Екатерина БУТОРИНА