Двухдневный
визит в Москву госсекретаря США Кондолизы Райс и главы Пентагона Роберта Гейтса еще раз показал, что активные переговоры между политиками Америки и России по проблемам безопасности и вооружений идут тяжело. Преодолеть разногласия по вопросу
развертывания элементов американской противоракетной обороны (ПРО) в Восточной Европе не удалось. Более того, Владимир Путин намекнул на возможный выход России из Договора об уничтожении ракет средней и малой дальности (РСМД), подписанного Москвой и Вашингтоном еще в советские времена в 1987 году.
О том, что
ничего хорошего от этих переговоров ждать не приходится, стало ясно с самого начала, когда в пятницу утром Владимир Путин принял участников консультаций в Ново-Огареве (от России в переговорах в формате "два плюс два" участвовали министры иностранных дел и обороны Сергей Лавров и Анатолий Сердюков). Вчера "Нью-Йорк таймс" обратила внимание, что, по данным газеты, Райс и Гейтс сразу не очень понравился тот факт, что российского президента пришлось ждать около 40 минут. Это было тревожным признаком. Да и само выступление Путина, по впечатлению американцев, было пронизано "сарказмом".
Владимир Путин подчеркнул, что Россия считает американский план
размещения элементов системы ПРО в Чехии и Польше реакцией на несуществующие угрозы: «Мы ведь с вами можем когда-нибудь решить, что противоракетные системы можно разместить и на Луне, но пока мы до этого доберемся, возможность договориться может быть утрачена в силу реализации вами собственных планов». Правда, Путин похвалил американцев за стремление продолжать диалог -- "это очень позитивный сигнал".
Президент предложил рассмотреть на консультациях вопросы международно-правового обеспечения нераспространения оружия массового уничтожения, в том числе проблему Договора о РСМД: «Другие страны в отличие от нас имеют право развивать эти системы вооружения и успешно этим занимаются. Нужно вести дело к тому, чтобы придать этим российско-американским договоренностям глобальный характер. Если мы не сможем достичь этой цели, то, я думаю, нам будет сложно оставаться в рамках этого соглашения, когда другие государства, находящиеся в непосредственной близости от наших границ, активно развивают эти системы вооружений».
Логика Москвы вполне понятна, и формально этот шаг не направлен против США. Близ границ нашей страны находятся Иран, Пакистан, Индия, Северная Корея и Китай, располагающие растущими арсеналами ракет, обладание которыми запрещено России по Договору о РСМД. Близ американских границ таких стран нет. Заместитель официального представителя госдепартамента Том Кейси заявил журналистам: "Мы, разумеется, намерены соблюдать этот договор. Мы думаем, что он является важным, и мы бы сожалели, если бы кто-либо из подписантов из него вышел".
Нелишне напомнить, что в 2002 году Россия и Китай весьма сильно сожалели по поводу решения администрации Джорджа Буша похоронить подписанный в 1972 году советско-американский договор об ограничении систем ПРО, три десятилетия служивший одним из ключевых элементов глобальной стратегической безопасности. Однако Вашингтон не внял призывам сохранить тот договор. После этого США решили разместить систему ПРО в Восточной Европе поближе к границам России якобы для защиты от иранских ракет, что и привело к нынешним разногласиям.
"Прошедшие в Москве консультации нельзя считать провалом или неудачей -- они не дали результата, но его никто и не ждал», -- говорит старший советник российского ПИР-центра, генерал-лейтенант СВР в отставке Геннадий Евстафьев. По мнению эксперта, встреча состоялась на излете сроков нахождения у власти президентов России и США, что уже изначально не давало надежды на результат.
В ходе консультаций в Москве главы оборонных и внешнеполитических ведомств обсудили и судьбу Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Здесь позиция России осталась неизменной: Москва выйдет из договора, если его не ратифицируют страны НАТО. Американцы же подтвердили, что они хотели бы сохранить этот договор, правда, о проблеме ратификации не прозвучало ни слова.
Что касается ПРО, то Сергей Лавров предложил сначала выработать совместные критерии существующих ракетных угроз. Если это удастся, то в третьем позиционном районе ПРО США в Восточной Европе, как он был задуман американцами, уже не будет необходимости. Ведь Москва, в отличие от Вашингтона, не считает столь большой степень угрозы, исходящей, к примеру, от Ирана.
На время же консультаций по определению степени угроз Сергей Лавров призвал США заморозить планы по развертыванию элементов ПРО. Но американцы остались непреклонны. Кондолиза Райс заявила, что США не намерены отказываться от этих планов и уже готовы начать их реализацию.
При столь скромных итогах переговорщики все-таки попытались преподнести их если не как прорыв, то хотя бы не как провал. Этому, вероятно, служило заявление Сергея Лаврова о том, что американцы все-таки привезли в Москву новые предложения, так пока и оставшиеся загадкой. Правда, «Нью-Йорк таймс» сообщила, что часть этих предложений касается «приглашения России присоединиться к США и НАТО в качестве полноправного члена в вопросах разработки и эксплуатации единой ПРО в Европе». Что это означает на практике, пока неизвестно. Следующая встреча в формате «два плюс два» состоится через полгода.
«Встречи такого уровня позволяют определить намерения сторон. Судя по всему, США склоняются к включению в контур своей ПРО радиолокационных станций, расположенных в азербайджанской Габале и в российском Армавире. То есть формально российские предложения об этом принимаются, но свои намерения о размещении ПРО в Европе американцы менять не собираются. Главный результат -- только тот, что такие встречи продолжатся", -- говорит генерал Евстафьев.
В субботу Кондолизу Райс и Роберта Гейтса принял премьер-министр Виктор Зубков. В тот же день г-жа Райс встретилась с активистами российских правозащитных организаций. После этого на встрече с американскими журналистами она заявила: «Думаю, что в Кремле сконцентрировано слишком много власти. Я сказала об этом русским. Все сомневаются в полной независимости судебной системы (России. --
Ред.). Очевидно, есть вопросы по поводу независимости электронных СМИ, и я думаю, есть вопросы по поводу сил Думы».
«Мы говорили о ситуации с российским гражданским обществом, о российском антиэкстремистском законодательстве, которое может использоваться как оружие против политической оппозиции, о ситуации на Северном Кавказе, о проблемах слабых демократических институтов, свободе слова и ситуации в судебной системе», -- сообщила руководитель правозащитного центра «Демос» Татьяна Локшина. Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод предложил госсекретарю США создать российско-американский общественный форум по правам человека.
Двухдневный визит закончился посещением Кондолизой Райс катка спорткомплекса ЦСКА. Там госсекретарь США, которую в детстве учили на фигуристку, посмотрела тренировку российских спортсменов, но сама на лед выйти отказалась, сославшись на то, что уже десять лет не стояла на коньках. «Размер ее ноги оказался для нас тайной. Наверное, это военная тайна», -- сказал после этого начальник ЦСКА Сергей Кущенко.