|
|
N°184, 09 октября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Святее всех святых
Министр культуры цензурирует современное искусство
Министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов назвал вчера выставку «Соц-арт. Политическое искусство из России», подготовленную Третьяковской галереей (куратор Андрей Ерофеев) для Парижа, национальным позором. «Это станет позором для России, за который нам придется отвечать», -- заявил он. Несколькими днями ранее сотрудники Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ и «Росохранкультуры» из списка работ, утвержденных для вывоза за границу, вычеркнули несколько десятков произведений, не прошедших по цензурным соображениям.
У министра, впрочем, были куда более серьезные планы, нежели такая косметическая цензура. «Я предпринял все, что мог, чтобы она (выставка. -- Ред.) в Париж не поехала», -- заявил он вчера. Но оказалось, что в этой сфере административная вертикаль не так пряма, как хотелось бы г-ну Соколову. Министр сказал, что он лично не имеет права запретить эту выставку, поскольку «формировать коллекции, которые выставляются за рубежом, могут только экспертные советы». А потому ответственность г-н Соколов возлагает «на руководство Третьяковской галереи».
Руководство галереи в лице генерального директора Валентина Родионова, как сообщили ИТАР-ТАСС в Третьяковке, находится в больнице. А его заместитель Лидия Иовлева сегодня проведет заседание директората, на котором, как сказали в пресс-службе галереи, «и будет принято окончательное решение, касающееся проведения парижской выставки».
Выставка "Соц-арт. Политическое искусство России", на которой будут представлены работы Виталия Комара и Александра Меламида, Леонида Сокова, Александра Косолапова, Эрика Булатова и других, откроется в Париже в зале "Мезон Руж" 21 октября в рамках ежегодно проводимой ярмарки актуального искусства.
«Прогресс» налицо: если несколько лет назад на радикальные произведения искусства роптали отдельные мракобесничающие граждане, то теперь призыв «разобраться» с искусством исходит от самих властей. Претензии г-на Соколова мало чем отличаются от претензий тех, кто громил выставку в Сахаровском центре -- «порнография» и «позор»! В обоих случаях нападкам подверглись работы так называемых «российских соцартистов», художников, высмеивающих как раз химеры и миазмы массовой культуры и потребительского к культуре отношения.
Г-н Соколов полагает, что в Париж сейчас выносится порнография -- это и «картина целующихся милиционеров, и другие эротические картинки».
«Пока все картины находятся в России и готовятся к отправке в Париж, -- сказали ИТАР-ТАСС в пресс-службе. -- Однако уже точно решено, что скандальная работа выставляться не будет». "Скандальная работа" -- это "Эра милосердия" группы «Синие носы» с целующимися милиционерами на фоне зимнего пейзажа. Работа, правда, не весть что. Однако очень даже внятно заостряет проблему двойной ханжеской морали государства и его властных структур. А запрещенная к вывозу (как говорят, по личному распоряжению замглавы«Росохранкультуры» Анатолия Вилкова) работа Марии Константиновой с одеялом, сшитым из свастик и пятиконечных звезд, прямо-таки разоблачает психологическую мотивацию новой властной цензуры. Что такое одеяло из свастик и звезд? Да это же тоталитарная идеология, которая кутает сознание людей в пропагандистские пуховики, затыкает уши ватой, застилает дремой глаза. Именно эта тема актуальна сегодня в России, и именно на этот тревожный для самих себя сигнал мгновенно среагировали чиновники. Таким образом они сами становятся героями соц-арта: в своем догматичном отношении к жизни, в своей монополии на знание истины «в последней инстанции», в своем желании быть «святее всех святых» они уже готовый объект для новых пародийных и травестийных опусов.
Сергей ХАЧАТУРОВ