Руководители российского отделения международной экологической организации «Гринпис» с большим удивлением узнали о том, что они включены
в состав экспертной комиссии при оргкомитете сочинской Олимпиады и что, возможно, их именем будут прикрывать
активную строительную деятельность на особо охраняемых природных территориях.
О намерении привлечь экологов к экспертной работе заявил в минувший четверг глава комитета Госдумы по экологии Владимир Гусев. По его словам, «правительством и оргкомитетом по подготовке к Олимпиаде создан специальный экологический совет, куда приглашены российские и иностранные экологи, а также международные экологические организации, например «Гринпис» и Всемирный фонд дикой природы». Дабы избежать разрушения экосистемы Черноморского побережья и Красной Поляны, пояснил г-н Гусев, «все спортивные объекты Олимпиады будут проходить экологическую экспертизу, по всему комплексу застройки в Сочи».
Исполнительный директор «Гринпис России» Сергей Цыпленков заявил, что экологи безусловно приветствуют озвученные депутатом инициативы и не против своего участия в экспертизе олимпийских объектов, но никакого приглашения от государства «Гринпис» не получал. Более того, по мнению «зеленых», слова г-на Гусева расходятся с действиями чиновников. «Мы должны напомнить, что в настоящее время федеральным законом от 18 декабря 2006 года №232-ФЗ отменена государственная экологическая экспертиза всех видов проектной документации, в том числе спортивных объектов», -- говорится в письме, которое исполнительный директор российского «Гринпис» направил г-ну Гусеву. Г-н Цыпленков напомнил, что законопроект, предусматривающий восстановление института государственной экологической экспертизы хозяйственной деятельности на особо охраняемых природных объектах, «застрял» в Госдуме на стадии первого чтения.
Зато сейчас нижняя палата рассматривает проект так называемого «олимпийского закона», дающего возможность изъятия земель из ведения заповедников и национальных парков «в связи с организацией и проведением XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Параолимпийских игр 2014 года в городе Сочи». «Принятие законопроекта повлечет за собой массовое нарушение не только экологических принципов, заложенных в российской правовой системе, но и международных соглашений. Как минимум, будут нарушены положения Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО и других», -- предостерегает Сергей Цыпленков.
Что же касается «загадочного» заявления главы думского комитета по экологии, то, как предполагают в «Гринпис», это попытка
произвести благоприятное впечатление на чиновников Международного олимпийского комитета. «Можно вспомнить, что в конце августа приезжала комиссия МОК, призванная определить, как страна готовится к будущей Олимпиаде», -- сказала «Времени новостей» пресс-секретарь «Гринпис» России Евгения Белякова.
28 августа «гринписовцы» встречались с членами этой комиссии и передали им свое заключение. Основная претензия экологов касается строительства санно-бобслейной трассы в районе Грушевого хребта, который относится к Сочинскому национальному парку и находится в буферной зоне Кавказского биосферного заповедника. «Там же на границе заповедника планируется построить и Олимпийскую деревню. А ведь это уникальная территория, включенная ЮНЕСКО в список всемирного наследия», -- говорит г-жа Белякова. По ее словам, ни о каком продуктивном диалоге экологов и чиновников пока говорить не приходится.
«Еще в феврале, когда приезжала проверочная комиссия МОК, был создан консультационный совет при Минэкономразвития и аналогичный совет при Министерстве природных ресурсов, -- рассказала «Времени новостей» пресс-секретарь «Гринпис России». Тогда, по ее словам, было объявлено, что олимпийская федеральная целевая программа пройдет экспертизу, а все решения о застройке Сочинского лесопарка и других территорий будут приниматься после консультаций с экологами. «Но фактически совет при Минприроды, куда вошел и «Гринпис», заседал единственный раз -- в апреле, и с тех пор никакой работы не велось, фактически диалога нет. А в консультационный совет при МЭРТ, чьи заключения более важны при принятии решений, «Гринпис» не входил и не входит», -- посетовала г-жа Белякова.