Похолодание в столичном регионе обострило конфликт между двумя основными участниками рынка тепловой энергии Москвы. «Газпром», владеющий «Мосэнерго», и Московская объединенная энергетическая компания, которая на 100% принадлежит правительству столицы, схлестнулись в борьбе за контроль над поставкой тепла москвичам. Газовый концерн сопротивляется нынешней схеме продажи Московской теплосетевой компании, которая в ходе реформы была выделена из «Мосэнерго» и сейчас принадлежит РАО «ЕЭС России». Однако по соглашению между энергохолдингом и мэрией Москвы четырехлетней давности, известному также под названием
«пакт Лужкова--Чубайса», контрольный пакет МТК должен быть продан столичному правительству. Совет директоров РАО определил цену в 13,66 млрд рублей.
После того как это произойдет, «Газпром» окажется в парадоксальной ситуации. Владея генерирующими мощностями в Москве, он не будет иметь гарантий сбыта тепловой энергии. А с учетом того, что МОЭК, которая должна выступить покупателем акций МТК от лица города, собирается развивать собственную сбытовую систему, «Газпрому» будет очень сложно конкурировать за наиболее интересных потребителей с владельцем сетей. Поэтому газовый монополист пытается разрушить «пакт Лужкова--Чубайса» или по крайней мере убедить мэрию подписать поведенческие условия, которые защитят «Мосэнерго» от монополизма МОЭК. Как рассказал «Времени новостей» источник в «Газпроме», речь идет о предоставлении «Мосэнерго» функции оператора теплосетевого хозяйства и запрета владельцу МТК заниматься сбытом тепла.
Возникший конфликт даже заставил Юрия Лужкова повременить с подписанием соглашения о выкупе у РАО акций МТК. По информации «Времени новостей», мэр должен был до 1 октября поставить подпись под соглашением «О совместных действиях РАО «ЕЭС России» и правительства г. Москвы по консолидации теплосетевых активов, расположенных на территории города», которое совет директоров энергохолдинга одобрил 31 августа. Однако источник, знакомый с ситуацией, утверждает, что этого не произошло. Собеседник газеты в Федеральной сетевой компании подтвердил эти сведения, но подчеркнул, что соглашение предусматривает возможность продления сроков его реализации.
Публичную полемику начал в среду начальник управления «Газпрома» по энергетике Денис Федоров, который заявил, что «решение (о разделении «Мосэнерго» и МТК. --
Ред.) не только не оправданно с технической точки зрения и экономически нецелесообразно, но и закладывает серьезные риски и проблемы на среднесрочную и долгосрочную перспективу». И напомнил о надежности теплоснабжения, которое, по его словам, будет разбалансировано в отсутствие единой централизованной системы.
Глава МОЭК Александр Ремезов, в свое время руководивший «Мосэнерго», вчера был категоричен: «От идеи купить МТК правительство Москвы никогда не откажется». Но в то же время отметил, что в настоящее время все стороны, заинтересованные в этом процессе, ведут консультации, в частности по вариантам компромисса, коих МОЭК предложила «Газпрому» целых пять. «Сегодня-завтра состоятся рабочие встречи по рабочему урегулированию этих вопросов», -- подчеркнул г-н Ремезов, отказавшись при этом изложить суть компромисса. Но один из них прямо вытекает из заявления главы МОЭК: «Мы предлагаем всем акционерам МТК участвовать в ней и получить акции МОЭК». Иными словами, «Газпром», который контролирует около 30% акций МТК, приглашен к их конвертации. По оценке МОЭК, концерн может рассчитывать примерно на 12% московской компании, которые не будут играть никакой роли с точки зрения влияния на принятие решений.
МОЭК контролирует порядка 35% производства теплоэнергии в Москве. А еще более 65% контролирует «Мосэнерго». Однако спрос в столичном регионе меньше предложения. То есть один из производителей не сможет продать часть своего «тепла». И естественно, что владелец сетей получит при сбыте преимущество. Поэтому «Газпром» и настаивает на передаче операторских функций «Мосэнерго». И параллельно убеждает в том, что поставки тепла с ТЭЦ «Мосэнерго» выгоднее потребителям, а нынешняя ситуация грозит сбоями теплоснабжения. «Уже в настоящий момент времени отсутствует возможность сведения единого теплового баланса по Москве, -- говорит г-н Федоров. -- Осуществляется прием тепловой энергии от неэффективных котельных с более высокой себестоимостью производства тепла при наличии технической возможности принятия тепловой энергии от ТЭЦ ОАО «Мосэнерго».
Впрочем, и г-н Ремезов в долгу не остался. «Тепло для жителей Москвы -- это не просто услуга, это элемент безопасности», -- заявил он вчера. По его мнению, наиболее целесообразным распределением мер ответственности за энергобезопасность столицы является консолидация теплосетевых активов под контролем властей города.