|
|
N°179, 02 октября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чувства и чувствительность
Неделю британского кино откроет «Джейн Остин»
Неделя британского кино в восьмой раз проходит в Москве, и уже второй раз подряд ее открывает фильм режиссера Джулиана Джеррольда. В прошлом году его комедия про загибающуюся обувную фабрику «Кинки бутс» очень понравилась публике, теперь ее ждет мелодрама -- у нас фильм для простоты называется «Джейн Остин», а его оригинальное название Becoming Jane можно было бы перевести как «Становление Джейн». На следующий день после открытия фестиваля картину смогут увидеть абсолютно все желающие -- она выходит в российский прокат. И именно поэтому церемония будет торжественной: в Москву приедет исполнительница главной роли, американская актриса Энн Хатауэй, знакомая нашим зрителям по фильму «Дьявол носит Прадо», и сама представит картину.
Эта рослая длинноногая красавица, с чувственным ртом, большими карими глазами и пышными черными волосами, обладает роскошными формами, кошачьей гибкостью, она неотразима и необыкновенно сексуальна. Ее сравнивают с Одри Хепберн и Джулией Робертс. Беда в том, что в роли Джейн Остин ей приходится выглядеть еще и писателем, для чего она произносит несколько очень заковыристых и явно весьма остроумных реплик, ошеломляюще действующих не только на отрицательных героев картины, но и на зрителей. Любовная история двух романтичных, но бедных влюбленных вполне могла бы обойтись и без этого псевдоинтеллектуального антуража.
Дело в том, что в англоязычном мире Джейн Остин считают действительно великой писательницей, в то время как в России ее романы проходят по разряду «дамской прозы». Поэтому для англичан, к примеру, биография Остин может быть столь же интересной, сколь у нас интересны, например, Чехов или Толстой. И совершенное ее биографом в 2003 году открытие -- тайна единственной и вечной любви Джейн Остин (до сих пор считалось, что писательница, умершая в сорок четыре года старой девой, вовсе любви не знала, а с Томом Лефроем виделась лишь однажды и просто флиртовала) -- потрясло культурную общественность настолько, что вызвало к жизни новый биографический фильм. И хотя в этой картине очень много прямых цитат из многочисленных инсценировок романов Джейн Остин, и в первую очередь из самого любимого всеми девушками сериала «Гордость и предубеждение», возможно, поклонникам таланта писательницы сведение истории ее творческого становления к неудачному любовному похождению может показаться упрощением и даже профанацией.
Зато у российского зрителя, который совершенно свободен от пиетета, а заодно и, как правило, от всяческого знания творчества первого популярного прозаика Англии, история бедной девушки, которая полюбила, да не вышла замуж, должна вызвать искреннее сочувствие. Простым зрительницам только может показаться странным, почему героиня с таким презрением отвергает ухаживания знатного и богатого лорда, высокого красавца-блондина, и что нашла в совершенно несолидном мальчишке-ирландце с сомнительной репутацией и без гроша в кармане... Он спорит с ней о ее таланте, критикует за отсутствие жизненного опыта и советует читать романы сомнительного содержания (речь идет о «Томе Джонсе, найденыше»). К тому же он внешне похож на актера Кирилла Пирогова, то есть совсем не лорд. Тем не менее и они могли бы быть счастливы, но разум победил чувство, и этот разлад с тех пор стал источником вдохновения для пера, с легкостью проводящего своих насмешливых и милых героинь сквозь тернии бедности к высотам удачных браков и необыкновенного богатства.
Ничего больше при всем желании из этой скромной и трогательной истории двух сердец, принесших счастье в жертву условностям, не выжмешь, да и не надо. И без того приятно -- красивые герои, множество убедительных мелочей, пейзажи сельской Англии, особняки, пруды, объяснения в любви, прогулки по лесу -- что может быть привлекательней для нежного женского сердца, которому в кино нужны прежде всего чувства и чувствительность.
То, что режиссер фильма Джулиан Джеррольд экранизировал для Би-би-си «Большие надежды» Диккенса, вполне естественно. Интересно, как он собирается в таких мягких и сладких тонах снимать «Преступление и наказание» Достоевского? Впрочем, об этом проекте уже давно перестали говорить, возможно он так и не нашел завершения.
Помимо сентиментальной «Джейн» на неделе британского кино так же будут показаны: криминальная любовная история «Взлом и проникновение» -- новый фильм Энтони Мингеллы («Английский пациент» и «Талантливый мистер Рипли»), главные роли в котором сыграли Джуд Ло и Жульет Бинош; молодежная комедия «Я хочу Конфетку»; социальная драма о скинхедах «Это Англия» молодого гения Шейна Медоуза, признанная лучшим независимым британским фильмом 2006 года; музыкальная мелодрама «Попасть в десятку»; «Вера Дрейк» Майка Ли -- знаменитая и уже однажды показанная в России печальная история самостийной сторонницы абортов, датированная аж 2004 годом; «Красная дорога» -- триллер о вуайеризме, снятый лауреатом «Оскара» Анреа Арнольдом под покровительством студии Ларса фон Триера «Центропа». Не обойдется и без документального кино, будут продемонстрированы две ленты: «Жить вечно» -- об истории брит-попа, и спродюсированная Девидом Боуи биография Скотта Уокера, с участием его самого (Scott Walker: XXX Century Man).
Фестиваль по традиции начнется 4 октября в Москве, а затем пройдет еще в шести городах России: в Волгограде, Самаре, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Омске и Иркутске.
Алена СОЛНЦЕВА