|
|
N°177, 28 сентября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Эльжбета Пендерецкая: Строим международный музыкальный центр
Эльжбета Пендерецкая, жена классика европейской музыки Кшиштофа Пендерецкого, известна во всем мире как президент польского Бетховенского общества, организатор многих национальных и международных музыкальных фестивалей. Она практически всегда сопровождает своего мужа во время гастролей, и в Санкт-Петербург на премьерное исполнение «Польского реквиема» чета Пендерецких тоже приехала вместе. С Эльжбетой ПЕНДЕРЕЦКОЙ беседовала Наталья ШКУРЕНОК.
-- Пани Эльжбета, вы тоже музыкант?
-- Нет, закончила физический факультет. Но я выросла в музыкальной среде: отец был юристом, но считал себя в первую очередь музыкантом -- он выступал в Краковской филармонии, был профессором музыкальной академии. И с будущим мужем я познакомилась благодаря отцу.
-- Вы знакомы с очень многими музыкантами, художниками...
-- Да, нам повезло, мы были знакомы и дружили со многими выдающимися людьми. В начале 70-х познакомились с Шостаковичем, встречались несколько раз. С семьей Ростроповича были очень близкими друзьями больше 35 лет. Помню, как Ростропович первый раз приехал в Краков -- я еще училась в школе, мы с отцом слушали в филармонии его концерт. Потом, когда Ростропович уехал из Советского Союза, мы с мужем специально поехали в Нью-Йорк на его первый концерт. Он был великий музыкант, гуманист, друг всем музыкантам. Ростропович по-дружески обращался к Пендерецкому -- Кшиштофик -- и заказывал ему произведения. Мой муж написал три концерта для Ростроповича. Я помню его большой концерт в Варшаве в 1997 году, когда Славе было 70 лет, он играл, дирижировал и получил от польского президента орден. А еще раньше, когда мой муж в 1959 году впервые стал победителем национального конкурса композиторов и получил первую в своей жизни премию -- 150 долл., огромные по тем временам деньги! -- он поехал на несколько недель в Италию и в Европе познакомился с выдающимися людьми XX века -- Стравинским, Марком Шагалом, Пикассо, Сальвадором Дали. В доме Дали мы гостили несколько раз, была идея сделать такой, как сейчас сказали бы, проект -- Дали пишет картины на музыку Пендерецкого. Дали, приглашая нас в гости, прислал фантастическую телеграмму -- все слова были написаны на разных языках, даже на каких-то африканских наречиях. Жаль, что совместные творческие планы не осуществились.
-- Какой проект вы сейчас начинаете?
-- У нас недалеко от Кракова есть дом XVIII века, где мы проводили первый фестиваль камерной музыки еще в 1980 году, тогда приезжали и музыканты из СССР. Мы давно мечтали организовать там международный музыкальный центр. Сейчас такая возможность есть: министерство культуры поддержало идею Европейского музыкального института имени Кшиштофа Пендерецкого. Мы предполагаем, что 40% студентов будут из Центральной и Восточной Европы, по 20% -- из Западной Европы, Азии и Америки. Обучение будет состоять из курсов по три и шесть месяцев для 60--80 студентов одновременно. С ними будут заниматься ведущие профессора -- музыканты, историки, культурологи, философы. Для студентов из Восточной Европы эти курсы будут бесплатными. Институт создается под патронатом министерства культуры Польши и Европейского союза. Там будет концертный зал на 550 слушателей, общежитие по типу американского кампуса, библиотека, магазины. Мы начинаем строить и постараемся не затягивать открытие.
-- Это курсы только для композиторов?
-- Нет, для всех музыкантов. И не только по специальности, но и по философии, истории музыки, литературе, искусству, это должно быть широкое образование. Здесь же мы собираемся проводить ежегодный конкурс композиторов имени Кшиштофа Пендерецкого.
-- А как называется ваша должность? Вы случайно не заместитель министра культуры?
-- Нет, что вы! Я делаю все только на добровольных началах, без какой-либо зарплаты.
-- В последнее время польско-российский культурный обмен нельзя назвать очень насыщенным. Интересует ли сейчас поляков наша культура?
-- Безусловно. Жаль, что у нас мало контактов, обменов гастролями: например, оркестр Петербургской филармонии приехал в прошлом году в Варшаву после почти 20-летнего перерыва! Билеты были распроданы за несколько часов, публика долго не отпускала музыкантов. Мы организовывали и гастроли оркестра Эрмитажа. Мечтаю пригласить в ближайшее время в Варшаву Мариинский театр, мы уже обсудили это с Валерием Гергиевым.
-- У вас насыщенная общественная жизнь. Не собираетесь писать мемуары?
-- Когда будет побольше свободного времени. Мы же постоянно в разъездах, на гастролях, а Кшиштофу скоро исполняется 75 лет.
-- Наверно, непросто быть женой гения?
-- Совсем несложно. У мужа отличный характер, замечательное чувство юмора, он может заниматься музыкой, когда в одной с ним комнате играет семилетняя внучка! Кшиштоф очень любит семью, и его одержимость музыкой никому не мешает: он сочиняет за роялем и без него, в комнате или на кухне. Единственное, что ему мешает во время работы, это музыка! Хотя в другое время мы слушаем Монтеверди, Брамса, Чайковского, Рахманинова, особенно Шостаковича -- муж очень его любит, много дирижирует исполнением произведений Шостаковича. Зато музыку XX и XXI веков мы дома почти не слушаем!
-- Как в Польше живется молодым композиторам?
-- На композиторских отделениях учится довольно много молодежи. У нас много фестивалей и конкурсов, до сих пор живет -- с 1956 года! -- самый старый польский фестиваль современной музыки. Но композиторскую карьеру сделать нелегко -- надо в нужное время оказаться в нужном месте.
|