Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко наконец добилась передачи аэропорта Пулково в собственность города. Уже в следующем году Смольный планирует сдать его в концессию, которая позволит получать от инвестора около 1 млрд долл. в год и почти утроить пассажиропоток. Правда, планы городских властей превратить Пулково в международный хаб могут не поддержать авиакомпании из-за высоких аэропортовых сборов, а также из-за удаленности международного терминала от внутреннего, российского, что неудобно при стыковке рейсов.
На вчерашнем заседании городского правительства г-жа Матвиенко объявила, что, по ее информации, Владимир Путин в понедельник не только подписал указы о формировании правительства, но и завизировал документ о передаче городу 100% акций аэропорта Пулково. В прошлом году он был выделен из одноименного федерального государственного авиапредприятия.
Воздушный перевозчик, утратив бренд «Пулково», был присоединен к государственной транспортной компании «Россия». А аэропорт весной этого года был акционирован с закреплением 100% акций на балансе России. Городские власти предложили передать им контроль над воздушными воротами, причем первоначально речь шла о крупном -- возможно, 50-процентном -- пакете акций. Однако в конце прошлого года г-жа Матвиенко попросила президента страны передать городу все акции аэропорта, и тот не отказал. «Мы прошли очень сложный путь согласования документов, и все министерства российского правительства нас поддержали», -- заявила губернатор.
«Мы должны сделать его лучшим аэропортом России», -- не стала вчера скрывать амбиций г-жа Матвиенко. Питерские власти собираются удвоить приток зарубежных туристов и довести его до 5 млн в год. Кроме того, город претендует на ведущую роль организатора деловых выставок и конгрессов, не отказывается от идеи когда-нибудь принять Олимпиаду или крупный спортивный турнир. А самое главное -- в Смольном и в Пулково говорят, что мировые авиакомпании просто обязаны заинтересоваться возможностью стыковки рейсов в Санкт-Петербурге, поскольку на некоторых направлениях дальние маршруты до Пулково короче, а значит, экономичнее по сравнению с полетами до Москвы. Таким образом, главная задача реконструкции аэропорта -- превратить его в крупный международный хаб. Правда, многие перевозчики считают, что высокие аэропортовые сборы не устроят низкобюджетные авиакомпании, самый быстрорастущий сегмент мировых перевозок. Помешать планам города может и несогласованность транспортной политики в России: сейчас аэропорт практически каждого крупного города хочет превратиться в трансконтинентальный транзитный хаб. Но эту роль уже выполняют воздушные гавани Финляндии, Германии, Польши или стран Балтии.
Главная проблема нынешнего Пулково -- удаленность друг от друга двух терминалов, один из которых в основном используется для внутренних рейсов, а второй полностью отведен под международные. По генеральному плану развития аэропорта к 2010 году будет построена первая очередь нового терминала, рассчитанного на 7,4 млн пассажиров в год. В прошлом году услугами аэропорта воспользовалось 4,4 млн человек, а в январе--августе нынешнего уже больше 4 млн. Новый комплекс будет расположен между двумя действующими взлетными полосами аэропорта, к северу от построенного в 1973 году знаменитого здания аэровокзала со «стаканами» на крыше. Пулково-1 и новый терминал будут соединены, что позволит свести все пассажиропотоки в один комплекс и обеспечит быстрый переход людей с местных рейсов на международные.
Новый терминал должен быть построен таким образом, чтобы впоследствии его мощность была расширена до 22 млн пассажиров в год. Здесь будет предусмотрено 78 стоек регистрации и 20 телескопических трапов, а кроме того 17,5 тыс. кв. метров торговых площадей и 2500 парковочных мест для автомобилей. В середине сентября, не успев получить в собственность аэропорт, город выбрал архитектурное бюро, которое будет проектировать новый терминал. Это британская компания Grimshaw & Partners Ltd, в послужном списке которой около 100 транспортных объектов, включая международные аэропорты Цюриха, Манчестера, Куала-Лумпура в Малайзии, а также международный терминал железнодорожного вокзала Ватерлоо в Лондоне.
Для того чтобы увеличить пассажиропоток в четыре-пять раз, необходимо построить не только новый терминал, но и третью взлетную полосу, реконструировав одну из действующих (масштабная реконструкция первой полосы была проведена прошлым летом, к саммиту «большой восьмерки»). А для этого городу необходимо привлечь около 30 млрд руб., причем, по предварительным расчетам, около 20% он готов вложить из бюджета. Остальные деньги на реконструкцию Пулково Смольный хочет получить, сдав аэропорт в концессию на условиях государственно-частного партнерства. Финансовая модель концессии еще не утверждена, однако чиновники полагают, что ее срок может составить около 30 лет при окупаемости проекта через 10--15 лет. Скорее всего, конкурс на привлечение инвестора на концессионных условиях будет объявлен в начале 2008 года.