Сергей Иванов настаивает на субсидировании транспортного сообщения с Дальним Востоком
Члены Морской коллегии на заседании, прошедшем вчера в Находке под председательством первого вице-премьера Сергея Иванова, обсудили реализацию национальной морской и транспортной политики на Тихоокеанском региональном направлении. В последнее время правительство обратило пристальный взор на развитие транспорта на Дальнем Востоке и в Забайкальском регионе. Действует несколько федеральных целевых программ,
в которые вкачивается не один десяток миллиардов рублей. В частности, на модернизацию дальневосточных портов в ближайшие годы будет выделено около 74 млрд рублей.
На коллегии Сергей Иванов вновь заявил, что государство должно субсидировать перевозки между европейской частью и Дальним Востоком. Причем как грузовые, так и пассажирские, как железнодорожные,
так и авиа. По его мнению, это нужно, чтобы «сохранить единую страну и свободу передвижения для граждан». В противном случае, отметил председательствующий на Морской коллегии, авиабилет от Владивостока до Новой Зеландии будет стоить дешевле, чем до Москвы.
Вторая проблема, рассмотренная на Морской коллегии, -- это состояние дальневосточных морских портов, которые во многом исчерпали свой ресурс, подошли к пределу пропускных возможностей. В минувший четверг, напомним,
о состоянии портового хозяйства в целом по стране речь шла на заседании правительства, и новый премьер Виктор Зубков раскритиковал ситуацию в этой сфере.
На территории Приморского края действуют восемь крупных портов, в которых работает более 100 компаний, оказывающих портовые услуги. Чрезмерно высоки тарифы: за заход контейнеровоза в порт «Восточный» надо заплатить 29 тыс. долл., в то время как в южнокорейском Пусане за это берут лишь 9 тыс. долл. Первого вице-премьера возмутило то обстоятельство, что порты превращаются в склады -- контейнеры там стоят неделями, поэтому «ни один уважающий себя перевозчик не пойдет в такой порт». По словам первого вице-премьера, проблема эта не в финансовой, а в организационной сфере. На коллегии было заявлено о необходимости развивать в портах транспортную и логистическую инфраструктуру. Аргументировал свои мысли первый вице-премьер в образной форме: «Если Санкт-Петербург -- окно в Европу, то российский Дальний Восток -- это ворота в мир».
Другой лозунг выдвинул губернатор Приморского края Сергей Дарькин: «Российская рыба -- на российский берег». По его убеждению, это позволит сократить поток браконьерской продукции, создаст условия для развития береговой переработки рыбы на территории России. По предложению г-на Дарькина правительство плотно займется и компаниями, которые промыслом не занимаются, а лишь перепродают квоты на вылов морепродуктов. Кроме того, приморский губернатор предложил создать дальневосточную судоходную компанию с участием государства.
Сергей Иванов надеется, что экономическая ситуация в российских морских портах значительно улучшится с принятием до конца этого года двух профильных федеральных законов. Один из них будет четко регулировать земельные отношения. «Появится единый хозяин порта, который будет отвечать за все, что происходит на территории», -- сказал первый вице-премьер. Второй закон -- о свободных экономических портовых зонах -- позволит создать в российских портах экономические условия не хуже, чем у зарубежных соседей. При этом, пообещал первый вице-премьер, «будут практически обнулены налоговые ставки».
Перспективы российских портов кажутся неплохими. Их не будут делить на нефтеналивные, рыбопромысловые и т.д., им разрешат любую деятельность, связанную с перевалкой грузов. Единственное, что правительство потребует взамен, -- навести порядок, чтобы усилия всех структур, от которых зависит скорость обработки грузов, были должным образом скоординированы. Иначе, сказал г-н Иванов, вложение денег в развитие портов «становится бессмысленным». Строительство новых портов, по убеждению первого вице-премьера, должно вестись вне населенных пунктов. В качестве примера он привел порты «Усть-Луга» в Ленинградской области и «Восточный» в Находке.
Последний Сергей Иванов вчера посетил. Там ему показали центр управления движением судов в заливах Врангеля и Петра Великого. Находка -- единственное на Дальнем Востоке место, где есть приемо-передающая аппаратура глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС). Низкие темпы создания наземной инфраструктуры ГЛОНАСС очень возмутили первого вице-премьера, поскольку орбитальная группировка спутников уже к концу этого года будет готова к работе на всей территории России. Это позволит более эффективно управлять транспортными потоками, в том числе по морю.