Когорта высокопоставленных американских политиков -- выходцев из стран Восточной Европы вскоре может пополниться. На пост министра юстиции и генпрокурора США президент Джордж Буш выдвинул кандидата с белорусскими корнями -- бывшего федерального судью Майкла Мьюкейси. Кандидат заявил, что видит свою особую задачу в «защите наших детей, торговли, которая обеспечивает наше процветание, и прав и свобод, которые делают нас нацией». По словам пресс-секретаря Белого Дома Даны Перино, администрация Буша ожидает утверждения кандидатуры Мьюкейси сенатом к 8 октября.
Пост министра юстиции и генпрокурора США, в ведении которого находится также контроль над ФБР, оказался вакантным в августе, когда под давлением демократического большинства в конгрессе
в отставку ушел личный друг Буша Альберто Гонсалес. Демократы упрекали его в поддержке решения президента о слежке за американскими и иностранными гражданами после терактов 11 сентября 2001 года и в увольнении в 2006 году восьми федеральных прокуроров якобы по политическим мотивам.
Несмотря на отставку Гонсалеса, администрация США не намерена отказываться от прослушки. Президент Буш призывает конгрессменов расширить и продлить действие закона о защите США, разрешив американским спецслужбам прослушивать телефонные разговоры без санкции суда. Выступая в среду в штаб-квартире Агентства национальной безопасности США, он предложил подтвердить законодательным актом право властей контролировать любые телефонные и электронные контакты американских граждан с иностранцами. «Без этого наши профессионалы в сфере национальной безопасности утратят важнейшие инструменты, которые им нужны для защиты своей страны. Без этих инструментов наша страна будет более уязвима для нападения», -- заявил Буш.
У 66-летнего Майкла Мьюкейси внушительный послужной список. До выхода на пенсию в 2006 году он в течение 18 лет проработал федеральным окружным судьей в Южном округе Нью-Йорка, куда его назначил президент Рональд Рейган. В ведении Мьюкейси находилось расследование громких террористических дел, в частности взрыва в гараже нью-йоркского Всемирного торгового центра в 1993 году. Он также расследовал дела американских граждан, связанных с международными террористическими организациями, и узников тюрьмы в Гуантанамо. Именно судья Мьюкейси определил, что они должны получать статус «вражеского бойца» и выводиться из-под действия американской гражданской юрисдикции. Бывшие коллеги характеризуют Майкла Мьюкейси как «справедливого и независимого» судью.
Примечательно, что на смену Гонсалесу идет кандидат, связанный историческими корнями со страной ненавистного Западу Александра Лукашенко. Майкл Мьюкейси родился в США и не говорит по-белорусски. Но его предки родом из-под белорусского города Барановичи. Они носили распространенную в Белоруссии фамилию Мукосей. Для американского политического истеблишмента этот случай не уникален. Экс-госсекретарь Мадлен Олбрайт родилась в Праге под именем Мария Яна Корбелова, не менее известны уроженец Будапешта конгрессмен Том Лантос (Тамаш Петер Лантош) и выходец из Варшавы Збигнев Бжезинский, работавший советником по нацбезопасности еще в администрации Джимми Картера. Примечательно, что все эти фигуры объединяет еще весьма критическое отношение к России как правопреемнице СССР.
В какой мере восточноевропейский «зов крови» определяет симпатии и антипатии американских политиков? «Выходцы из Восточной Европы действительно настроены более антироссийски, чем представители традиционного американского истеблишмента и те, кто имеет корни в Западной Европе, Канаде или Австралии», -- подтвердил «Времени новостей» директор российских и азиатских программ Вашингтонского института мировой безопасности Николай Злобин. По мнению эксперта, это связано прежде всего с историей. «В таких семьях традиционно из поколения в поколение детям проповедовался не самый благоприятный имидж России. Восточноевропейская политическая культура всегда несла в себе большой элемент скептицизма в отношении своего восточного соседа. Кроме того, многие из подобных политиков имеют живых родственников в Восточной Европе. А этот регион по-прежнему настроен очень антироссийски», -- подчеркнул наш собеседник. «Американские политики с корнями в Восточной Европе являются в США частью восточноевропейского лобби или, по крайней мере, находятся под его воздействием. Данное лобби за последнее десятилетие набрало значительную силу. Это не столько результат сегодняшней российской политики, сколько долгоиграющий стереотип. А вот у России в Вашингтоне, к сожалению, такого лобби нет», -- отметил г-н Злобин.