Глава «Газпрома» неожиданно наведался к и.о. министра природных ресурсов Юрию Трутневу
Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер вчера совершил беспрецедентный для себя поступок. Он поехал в Минприроды, чтобы лично провести переговоры с Юрием Трутневым. Последние несколько лет руководитель газовой монополии даже на важнейшие совещания, включая заседания правительства, в Белый дом посылал своих заместителей или даже просто профильных членов правления. И лишь вчера изменил своим привычкам. Это тем более удивительно, что сейчас г-н Трутнев, как и все остальные члены правительства, лишь исполняет обязанности министра.
В «Газпроме» не смогли объяснить причину проведения выездной встречи. Официальными ее темами названы «Сахалин-2» (устранение нарушений, выявленных «Росприроднадзором» до того, как газовый концерн стал контролирующим акционером), участие монополии «в освоении шельфовых месторождений, находящихся в нераспределенном фонде РФ», а также набившая оскомину тема о внесении изменений в лицензионное соглашение по разработке Ковыктинского газоконденсатного месторождения («Газпром» покупает его у ТНК-ВР).
Очевидно, что заставить г-на Миллера поехать в Минприроды могло либо что-то экстраординарное, либо прямое указание президента. Как известно,
в конце августа г-н Трутнев докладывал Владимиру Путину об обеспечении ресурсами строящегося нефтепровода из Восточной Сибири к Тихому океану (ВСТО). И обещал главе государства, что, несмотря на некоторое отставание от графика в сфере лицензирования и геологоразведки, нефтяные запасы будут подготовлены в срок. Возможно, именно на той встрече было решено, что «Газпром», который до сих пор не имел никакого отношения к проблеме наполнения сырьем ВСТО (основным поставщиком должна стать «Роснефть»), все же следует привлечь к выполнению этой государственной задачи. Тем более что в нераспределенном фонде недр
имеется крупное газонефтяное месторождение в Якутии -- Чаяндинское. Его нефтяные оторочки (запасы по категориям С и D1 129 млн т) г-н Трутнев собирался выставлять на аукцион отдельно от прав на газовые запасы (1,2 трлн кубометров). А «Газпром» даже не рассматривал вероятность разработки "Чаянды" ранее 2017 года. Однако представить себе работу двух разных недропользователей на этом месторождении, которое включено в газпромовскую программу разработки недр Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, просто невозможно. К тому же куратор программы, зампред правления концерна Александр Ананенков призывал правительство отдать «Газпрому» без конкурса лицензии на "Чаянду" и Киринский блок на шельфе Сахалина («Сахалин-3»). Г-н Трутнев, как известно, высказывал публичные сомнения в необходимости преференций для «Газпрома» при распределении лицензий.
Таким образом, весьма вероятно, что речь шла о возможностях «Газпрома» по скорейшей разработке нефтяной части "Чаянды". Алексей Миллер, со своей стороны, вероятно, хотел получить гарантии по «Сахалину-3» (запасы около 720 млрд кубометров газа и 450 млн т нефти), который необходим концерну для формирования ресурсной базы поставок трубопроводного газа в северо-восточные провинции Китая и Южную Корею.
В Минприроды неохотно комментируют встречу. По словам пресс-секретаря министра Рината Гизатулина, под «актуализаций лицензии на «Ковыкту» подразумевается, по сути, изменение лицензионного соглашения в части сроков начала промышленной эксплуатации месторождения и объемов добычи газа. Как говорил директор департамента ТЭК Минпромэнерго Анатолий Яновский, принятая в начале сентября программа разработки восточных недр предполагает начало промышленной эксплуатации «Ковыкты» в 2017 году. «У нас есть вопросы и замечания по этому сроку», -- пояснил вчера представитель Минприроды. -- Естественно, мы заинтересованы в скорейшем начале добычи на этом месторождении». По соглашению сторон «Газпром» должен представить свои предложения по изменению лицензии до конца года, с учетом того, что сделка по приобретению акций «РУСИА Петролеум» (оператор проекта) у ТНК-ВР затянулась и должна быть завершена к 1 декабря. Объемы добычи, устраивающие ведомство, в Минприроды также не разглашают.
Внял ли г-н Миллер доводам г-на Трутнева, неизвестно. «Мы сообщили о факте переговоров, достигнутые на них договоренности -- это конфиденциальная информация», -- подчеркнул г-н Гизатулин.