|
|
N°169, 18 сентября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Слабый преемник против сильного президента
«Не для того я пахал столько лет, чтобы пришел слабый президент», -- решительно заявил Владимир Путин на традиционной встрече с зарубежными политиками и политологами из клуба «Валдай» сразу после смены премьер-министра и появления на этом посту нового вероятного преемника. Однако преемственность курса и новый сильный президент в сегодняшней России -- «две вещи несовместные».
Будет сильный президент -- не будет преемственности курса, поскольку он неизбежно начнет рулить по-своему. Хотя и, вполне возможно, нынешними политическими методами. А преемственность в понимании ее сегодняшней российской властью может обеспечить только слабый президент. Который именно что не будет ничего менять, заранее согласившись на роль статиста. Но и тогда нынешняя политическая система обязательно подвергнется тяжелым испытаниям и угрозам деформации: одно дело, когда реальные конфликты между реальными хозяевами страны разруливает популярный в народе президент, практически царь, и совсем другое, когда на этом посту находится политическая марионетка.
Президент России всеми силами пытается избежать главной политической ловушки той системы, которую активно и последовательно строил все восемь лет своего конституционного правления. Всякая система власти, замкнутая на одного человека и существующая исключительно благодаря ему, либо неизбежно рушится с уходом этого человека с официального поста, либо рано или поздно замыкается на нового хозяина. При этом прежний хозяин, если он к тому моменту жив-здоров, полон сил и не собирается менять политику на другую сферу деятельности, автоматически оказывается в точно таком же положении политического вассала, пешки в постоянных аппаратных разводках, в каком раньше оказывались его подчиненные.
Россия уже пережила один весьма печальный по результатам (вне зависимости от степени популярности нынешнего главы государства и личного отношения к нему) опыт преемничества. Как ни относись к правлению Путина, он -- причем в этом почти наверняка будут единодушны и поклонники нынешнего главы государства, и его противники -- все-таки явно не стал преемником курса президента Ельцина. Хотя изначально рассматривался именно как преемник ельцинского политического курса, а не только лично президента Ельцина. В результате все свое правление Путин свято соблюдал гарантии неприкосновенности в отношении предшественника и его семьи, но в обмен на бесповоротный уход из политики первого президента России. Что в случае с достаточно старым и очевидно больным в момент передачи власти Борисом Ельциным было осуществить куда легче, чем с нынешним президентом России. Короче говоря, именно преемственности не получилось.
Едва ли действующий президент удовлетворится тем, что его предшественник гарантированно не посадит его в тюрьму или не начнет поносить его правление в выражениях, которые и не снились самой непримиримой оппозиции. А если удовлетворится -- значит, преемник Путина однозначно не будет преемником его курса. Ведь под преемственностью курса нынешняя провластная элита понимает прежде всего сохранение за собой бизнес-активов и политического положения, а вовсе не идеологические лозунги вроде продолжения политики «суверенной демократии», в которые сама нисколечко не верит. Как раз такой преемственности и не будет: новому сильному президенту непременно захочется сформировать свой финансово-политический кадровый пул. А с другой стороны, противоборствующие провластные группировки, которые ведь все равно сразу никуда не денутся независимо от того, кто станет кандидатом в президенты "от Путина", непременно постараются использовать любого нового главу государства для укрепления своих позиций в борьбе с конкурентами.
Именно поэтому «хорошего преемника» ни для самого нынешнего президента, ни тем более для России не существует. России действительно важна преемственность некоей внятной и осмысленной политики. Но, во-первых, сейчас такой политики нет. Не считать же таковой дележ крупных бизнес-активов между «ближним кругом» власти под аккомпанемент ура-патриотической и антизападной риторики. А во-вторых, единственным гарантом политического статус-кво Путина в нынешней системе координат остается сам Путин. Персонально он независимо от своего будущего поста должен сохранить свой главный политический статус -- теневого верховного судьи. До сих пор «независимо от поста» в России ни у кого не получалось.
Так что даже самый слабый преемник не сможет гарантированно обеспечить сохранение нынешней политической системы: в лучшем случае он не сумеет построить такую же вертикаль власти под себя. Тогда в стране начнется «верхушечная демократия» с открытой войной элит, попытками каждой из них стать единоличным владельцем контрольного пакета построенного в стране корпоративистского государства и решать реальные вопросы своего бизнеса без президента.
Вот почему России, если она действительно хочет быть цивилизованной страной с вменяемой и предсказуемой политической системой, очень важно наконец обзавестись реальными партиями с четкими программами, выдвигающими кандидатов в президенты и формирующими ответственное правительство парламентского большинства. Чтобы мы не гадали на преемников и не ждали, куда тут опять все повернется в случае смены верховной власти. Тем более что сама смена власти -- процесс совершенно естественный, а вовсе не политический форсмажор.
Семен Новопрудский