В номере за 30 июля с.г. газета "Время новостей" опубликовала статью социолога, автора книги "Прорыв в будущее. Социология Интернет-революции" Игоря ЭЙДМАНА "От Веб 2.0. к Е-обществу 2", которая вызвала большой резонанс в российском интернет-сообществе. Сегодня мы публикуем статью, являющуюся продолжением этой темы.Революция на порогеЧеловечество стоит на пороге мировой социальной интернет-революции. На смену частной собственности, наемному труду, манипулятивной представительной власти идет свободное творчество, общедоступная информация, прямая демократия. Новые информационные технологии в начале ХХI века создали возможности для качественного преображения политической и социально-экономической системы общества. Теперь от социальной активности мирового интернет-сообщества зависит скорость и полнота этих перемен.
Современные мировые и интегрированные в них национальные правящие элиты собственников-манипуляторов не могут ответить на вызовы времени. Они неэффективны, корыстны, коррумпированы. Их власть представляет собой серьезную угрозу для будущего человечества. Ресурсный и экологический кризис, обостряющееся противостояние цивилизаций, кризис доверия традиционным социальным институтам делают наше будущее непредсказуемым и опасным. Угрожающие вызовы времени может преодолеть только радикальное социально-политическое обновление развитых стран, способное обеспечить новый виток развития мирового творческого процесса.
Еще в середине ХIХ века многие радикальные ученые и публицисты пророчили грядущий крах капитализма. Наиболее развернуто о его неизбежности говорили основоположники марксизма. С высоты прошедших полутора с лишним столетий можно констатировать, что ускоряющееся технологическое развитие, с одной стороны, продлило капитализму жизнь, а с другой, обеспечило неотвратимость его конца. Капитализму все это время удавалось успешно приспосабливаться к техническому прогрессу и развитию производственных отношений. Ухудшения положения пролетариата, как пророчили тогдашние критики капитализма, не происходило, наоборот, уровень жизни наемных рабочих рос. Что не менее важно, совершенствовались технологические инструменты, обеспечивающие собственническим элитам возможность эффективного манипулирования обществом (наиболее характерный пример таких инструментов -- телевидение).
В результате промышленный пролетариат вопреки предсказанию основоположников марксизма не стал могильщиком капитализма, как рабы не были могильщиками рабовладельческого, а зависимые крестьяне -- феодального строя. Однако другое марксистское пророчество -- о том, что капитализм умрет, когда обострятся противоречия между его производственными отношениями и развивающимися производственными силами, -- на новом, непредугаданном классиками витке развития все же получило все шансы сбыться. Как промышленная революция похоронила несоответствующий ее задачам феодализм, информационная революция способна положить конец капиталистическим частнособственническим отношениям. Крупное индустриальное производство не уничтожило капитализм, наоборот, оно стало мотором его развития. Конец капитализму положит развитие интернет-общества, обеспечивающее свободный доступ всех его членов к основным современным средствам производства -- информации, инструментам ее получения, обработки, создания, распространения (т.е. прежде всего к компьютеру и Интернету).
Почему капитализм обреченФеномен запаздывающих, но сбывающихся пророчеств известен. Зачастую пророчества сбываются гораздо позднее, чем ожидают сами пророки, тогда, когда в них уже мало кто верит. Например, более чем через полвека после намеченного срока сбылось пророчество Троцкого о том, что партийная бюрократия реставрирует в СССР капитализм, чтобы заполучить в частную собственность и передать своим потомкам производственные ресурсы страны. Длительная отсрочка реализации марксистского пророчества о крахе капитализма, банкротство попыток создания альтернативных форм социального устройства вызвали торжество рыночного фундаментализма, уверенность в сакральной силе частнособственнических рыночных отношений.
Крах альтернативных капитализму социальных экспериментов в ХХ веке был предопределен тогдашним уровнем технологического развития экономики. Их организаторы были уверены в том, что бурно развивавшееся в то время крупное индустриальное производство призвано стать могильщиком капитализма и основой для новой формации, идущей за ним вслед. Господство крупной индустрии в экономике диктовало им концепцию построения общества как единой фабрики, завода. Логика была проста: если экономика основана на крупном производстве, то и общество должно управляться как единый большой завод. Отсюда авторитарность, иерархичность управления, жесткое администрирование и регламентация. Как следствие, ограничения свободы самовыражения, творчества, личности, ведущие к творческому и технологическому застою, низкой конкурентоспособности экономики. В результате все попытки организовать альтернативное капитализму общество на базе крупного индустриального и (или) аграрного производства вырождаются в государственно-капиталистическую диктатуру и заканчиваются естественным крахом, реставрацией капитализма.
Развитие современного интернет-общества формирует новую альтернативу капитализму. На смену концепции общества-фабрики пришел образ общества-сети. Такого общества, политическая и экономическая системы которого основываются не на вертикальных иерархических, а на горизонтальных свободно формирующихся социальных коммуникациях.
Технологическое развитие преодолевает господство крупной индустрии и вертикально управляемых корпораций. Новые технологические достижения информационного общества предполагают формирование экономики свободного индивидуального и коллективного сетевого творчества.
Не обязательно быть марксистом, чтобы признать, новое интернет-общество уже не будет капиталистическим, то есть не будет основываться на частной собственности и рыночной экономике. Даже далекий от марксизма представитель американского научного истеблишмента Йокай Бенклер пишет о новом обществе: «Главной характеристикой экономики сетевой информации является гораздо большая роль индивидуального децентрализованного участия, в основе которого лежат широко распределенные нерыночные механизмы, не зависящие от проциентарных (собственнических) стратегий».
Впереди всемирный флэш-мобНаучно-техническая революция во второй половине XX века привела к созданию высоких информационных технологий, которые были использованы правящими элитами для манипуляции обществом (наиболее эффективным инструментом манипуляции оказалось телевидение). В результате дальнейшего их совершенствования появилась угроза полного манипулятивного вырождения демократии через монополизацию высокотехнологичных информационных инструментов правящими элитами. Творческий процесс в силу логики своего развития ответил на эту угрозу созданием Всемирной сети -- Интернета, который по самой своей природе демократичен и отвергает любой монополизм.
Технологические возможности Интернета создают условия для формирования общества прямой демократии, свободного распространения информации; социальной системы без частной собственности и наемного труда, эксплуатации и манипуляции. Основной целью такого общества станет создание гарантий для свободной творческой самореализации каждого его члена.
Объективные условия для формирования подобного общества сложились в большинстве развитых стран (Европы, Северной Америки, Дальнего Востока). Для реализации этих возможностей необходима мировая социальная интернет-революция, т.е. мирное освобождение общества от манипулятивной власти современной буржуазной элиты, радикальная демократизация и рационализация его социальной системы.
Известно, что любые революционные преобразования совершаются при условии формирования контрэлиты, способной бросить идеологический вызов правящей элите и повести за собой общество. Преобразование современного буржуазного мира в интернет-общество также способно осуществиться только при условии появления контрэлиты интернет-революционеров. Она не может сформироваться в старых социально-политических и информационных институтах, контролируемых прежней буржуазной элитой манипуляторов. Единственная и естественная среда, в которой может и должна появиться современная контрэлита, -- это интернет-сообщество, находящееся вне зоны тотального контроля правящей элиты. Интернет, и прежде всего социальные сети в нем, открывают возможности как для популяризации альтернативных идей, так и для появления новых популярных лидеров, противостоящих существующей социальной системе. В этой среде и следует ожидать зарождения контрэлиты, способной мобилизовать интернет-сообщество на противостояние системе, обеспечить переход к более справедливому, рациональному и эффективному обществу.
Уже сейчас развитие информационных технологий организует их пользователей в так называемую «умную толпу» (термин Говарда Рейнгольда), формирующуюся с помощью Интернета, мобильной связи и т. п. С помощью информационных технологий люди, составляющие эту «умную толпу» (зачастую разъединенные территориально и социально), объединяются вокруг решения тех или иных конкретных задач (будь то отставка политика-коррупционера, протест против роста цен, войны, несправедливого законодательства и т.п.). Интересы «умной толпы» как более современной и демократичной формы самоорганизации неизбежно войдут в противоречие с властью старых элит, ориентированных на сохранение статус-кво. Задача контрэлиты интернет-революционеров организовать действия «умной толпы», сделать их целенаправленными и эффективными.
Как известно, в настоящее время в Интернете происходит бурный рост социальных сетей. Сети начинают играть все более значимую роль в общественной жизни многих стран. Одновременно с этим они попадают под все большее влияние корпораций. Социальной и творчески активной части интернет-сообщества для того, чтобы отстоять свободу самовыражения, защитить ее от корпоративной манипуляции, необходимо объединиться в систему социальных сетей типа «Е-общество 2.». Эти сети будут основаны на принципе персонального социального взаимовыгодного взаимодействия (на базе технологий p2p) без корпораций и эксплуатации. Сети «Е-общество 2.», дающие пользователям возможность реализовывать свои социальные и творческие мотивации без манипулятивного посредничества собственнических структур, смогут стать наиболее популярными и со временем вобрать в себя большую часть интернет-сообщества.
Сеть «Е-общество 2.» будут, по сути, виртуальным слепком гражданского общества. В них организуется «умная толпа», способная в любой момент перенести свои действия из виртуальной в физическую реальность. Таким образом эти сети смогут быть одновременно эффективным инструментом социальной и творческой самореализации, прообразом будущей политической системы, а также альтернативным центром, организующим социальную протестную и созидательную активность интернет-сообщества как в национальном, так и в мировом масштабе. В перспективе в тех или иных странах участников «Е-общества 2.» станет больше, чем тех, кто участвует в традиционных избирательных процедурах. Тогда эта сеть сможет в рамках легальных демократических процедур взять на себя функции реальных органов государственной власти.
Окончание в следующем номере