|
|
N°159, 04 сентября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Полусантиметровая мутация
Всего один «кирпичик» ДНК может увеличить рост человека
Рост человека во многом определяется его наследственностью. Это настолько общее место, что в нем не сомневаются ни специалисты, ни обычные люди. Однако до сих пор ученым практически неизвестны гены, которые отвечают за то, вымахает ли человек под два метра или окажется низкорослым. Обычно специалисты изучают генетические факторы, связанные с какими-либо болезнями. И рост здесь не исключение: пристальное внимание к сбою в ДНК обеспечено, если, например, эта ошибка приводит к карликовости. А вот рост в 170 или 180 см -- это нормально, и особого интереса для практической науки такие вариации, по-видимому, не представляют.
Но недавно, как сообщает сайт Physorg.com, ученым удалось обнаружить ген, который немного влияет на рост человека. Причем произошло это в большей или меньшей степени случайно. Поначалу в медицинской школе Эксетера и Оксфордском университете изучали влияние наследственности на заболеваемость сахарным диабетом второго типа. Благодаря этому получили солидную базу генетических данных на 5 тыс. человек, где, естественно, упоминались и такие банальные сведения, как рост и вес добровольцев. А после этого исследователи обратили внимание на маленькие отличия в гене под названием HMGA2. В некоторых случаях вместо обычного «кирпичика» тимина в этой части ДНК находился цитозин. Этого минимального изменения оказалось достаточно: одной копии мутировавшего гена хватало на то, чтобы добавить человеку в среднем полсантиметра роста. Две копии дают прибавку в целый сантиметр. Позднее эти данные были проверены и на других генетических базах, в общей сложности было охвачено почти 35 тыс. человек в Британии, Америке, Финляндии, Польше.
Открытие выглядит, конечно, несколько забавно: ну что такое 5--10 мм, когда рост здоровых людей различается на десятки сантиметров? Но никто и не говорил, что HMGA2 в одиночку отвечает за антропометрические данные человека. Судя по всему, на рост влияет сразу несколько генетических факторов. Да и не только генетических, но куда более банальных, вроде хорошего питания в детстве. Скажем, современная акселерация, по-видимому, возникла без какого бы то ни было влияния ДНК, просто стандарты жизни в XX веке резко выросли, а люди потянулись за ними. Ученые отмечают, что цитозиновая вариация гена HMGA2 отвечает лишь за 0,3% проявлений «высокорослости». Остальные 99,7% надо искать в других частях нашей ДНК.
Кстати, этот ген всерьез работает лишь несколько месяцев в нашей жизни. Он включается на ранних стадиях развития зародыша, делает то, что ему положено, а затем -- незадолго до родов - благополучно «засыпает». Одним из результатов его действия становится некоторое увеличение длины позвоночника и конечностей. По-видимому, этим работа HMGA2 не ограничивается, и он воздействует и на другие системы нашего организма. Так, например, отмечается, что этот ген связан с возникновениями некоторых злокачественных опухолей.
Владимир ДЗАГУТО