В расследовании дела об убийстве обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской, о фактическом раскрытии которого Генпрокуратура сообщила три дня назад, наметился новый неожиданный поворот. 27 августа генпрокурор Юрий Чайка доложил президенту Путину об аресте десяти подозреваемых в причастности к этому преступлению. Причем сообщалось, что всем уже должны предъявить официальные обвинения. Однако вчера стало известно, что двое задержанных, подозреваемых в совершении этого преступления, -- Алексей Беркин и Олег Алимов -- освобождены из-под стражи. Чуть позже выяснилось, что оперативник московского УБОП Сергей Хаджикурбанов, который тоже якобы имел отношение к покушению на г-жу Политковскую, не мог принимать участия в подготовке или совершении преступления, так как до конца 2006 года находился в тюрьме. И наконец, в Московском окружном военном суде вчера официально заявили, что арест другого подозреваемого -- подполковника ФСБ Павла Рягузова не связан с «делом Политковской». Таким образом, элементарный подсчет показывает, что из десяти арестованных у следствия по «делу Политковской» теперь осталось всего шестеро.
Как стало известно, меру пресечения Беркину и Алимову изменил не суд, а само следствие. В Генпрокуратуре вчера отказались комментировать происходящее, сославшись на тайну следствия, однако пояснили, что «расследование проводят профессиональные следователи, и им виднее, что, как и для чего делать». «Принятие такого решения еще ни о чем не говорит. Как отпустили, так они и снова могут быть арестованы», -- отметили в Генпрокуратуре.
Кроме того, как выяснилось, в деле фигурируют не пятеро бывших сотрудников правоохранительных органов, как рассказывал в понедельник Юрий Чайка, а лишь трое. Это сотрудники оперативно-поискового управления (занимается наружным наблюдением) ГУВД Дмитрий Лебедев и Олег Алимов, а также бывший оперуполномоченный столичного УБОП Сергей Хаджикурбанов. Однако, как оказалось, бывший борец с оргпреступностью не мог участвовать в убийстве Политковской, поскольку в это время находился в заключении за превышение должностных полномочий и вышел на свободу только в декабре прошлого года. Кроме того, как выяснилось из неофициальных источников, в ходатайстве об аресте, поданном в Басманный суд, Генпрокуратура вменяла Хаджикурбанову не соучастие в совершении убийства, как остальным, а опять же превышение должностных полномочий, попытку похищения человека и нарушение неприкосновенности жилища.
Та же самая история приключилась и с сотрудником службы по Центральному административному округу управления ФСБ по Москве и Московской области подполковником Павлом Рягузовым. Напомним, начальник управления собственной безопасности ФСБ России генерал-лейтенант Александр Купряжкин выступил сразу после генпрокурора Чайки и озвучил фамилию «нечестного чекиста», добавив, что тот и раньше находился в поле зрения службы безопасности. «Он подозревался в участии в составе преступной группы в вымогательстве денежных средств и превышении служебных полномочий», -- отметил он. Однако в Московском окружном военном суде (МОВС) вчера официально заявили, что «основания для ареста Рягузова не связаны с делом об убийстве обозревателя «Новой газеты».
Что касается Дмитрия Грачева и Алексея Беркина, которые, по первоначальной версии, также считались сотрудниками правоохранительных органов, то они, как оказалось, на самом деле трудились автомехаником и охранником соответственно.
Выступили также адвокаты тех, кто остался под стражей по этому делу, -- братьев Тамерлана, Джабраила и Ибрагима Махмудовых, Ахмеда Исаева, Дмитрия Грачева и Магомеда Демильханова. «Я по-прежнему уверен в невиновности своих подзащитных, -- отметил адвокат братьев Махмудовых Мурад Мусаев. -- Одного из них во время убийства не было в Москве, он находился у родителей в Чечне, другие собирались открывать свою фирму. Им это все абсолютно было не нужно».
«В деле говорится, будто Грачева вовлекли в преступление братья Махмудовы. Но, по его словам, он их вообще никогда не знал. Сейчас мы настаиваем на очной ставке с ними, но ее пока не дают», -- рассказал в свою очередь адвокат Грачева Евгений Шаламов. Он также пояснил, что Грачев ранее ни в чем предосудительном замечен не был, а спокойно жил в Москве и работал в автосервисе механиком.
Шеф-редактор «Новой газеты» Сергей Соколов, комментируя последние события, заявил «Времени новостей»: «Во-первых, преступление не раскрыто и задержаны не все причастные к нему. Во-вторых, мы уже говорили, что провели собственное расследование, выводы которого совпадают с результатами следствия. Если следователь отпустил подозреваемых, значит, так было нужно. Но поднятая шумиха мешает расследованию».
В любом случае становится ясно, что если следствие и напало на след убийц и организаторов, то оно находится отнюдь не в конце, а в начале пути, который может оказаться очень тернистым. О раскрытии же этого громкого преступления пока говорить не приходится.