Время новостей
     N°157, 31 августа 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  31.08.2007
Телепортация в метрополитене
Пройти в метро можно будет при помощи мобильного телефона
Московский метрополитен презентовал вчера мэру столицы Юрию Лужкову новую систему оплаты проезда в метро. С нового года оплатить поездку можно будет при помощи мобильного телефона, просто прикоснувшись им к считывающему устройству турникета. Как рассказал начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев, это станет возможно благодаря совместной программе метрополитена, платежной системы Visa International, корпорации Nokia и ряда банков, поскольку для оплаты проезда телефоном понадобится банковский карточный счет. Возможность «телефонной» оплаты будет действовать на всех станциях метро. Пилотный проект заработает уже в ближайшее время на центральных станциях метро. Мэр Москвы, которому дали возможность самому испробовать новую систему, назвал ее шикарной, быстрой и удобной.

В начале года Дмитрий Гаев уже анонсировал проект с Visa, отметив, что на вооружение был взят опыт нью-йоркской подземки. Там на ряде станций проезд в метро можно оплатить бесконтактно, но чиповой банковской картой. У нас технологию немного преобразовали, решив использовать чип, встроенный в мобильный телефон. Это может быть оправданно: пока мобильный телефон в России более распространенное явление, чем банковская карта.

Когда проект будет запущен в промышленную эксплуатацию, для оплаты проезда телефонным способом понадобится три вещи -- телефон любой модели, специальная sim-карта и банковский счет, открытый для карты Visa, -- именно с него будут списываться средства для оплаты проезда.

«Стоимость одной поездки будет рассчитываться в зависимости от их количества (чем больше, тем дешевле; такой же принцип расчета используется, например, в картах бесконтактной оплаты проезда в метро, которые уже выпускает Банк Москвы. -- Ред.)», -- рассказал представитель одного из банков -- участников проекта, начальник процессингового центра Банка Москвы Вячеслав Межов. Информация о совершенных поездках накапливается, и в конце месяца сумма списывается с банковского счета владельца телефона, пояснил он технологию оплаты. Это должен быть счет пластиковой карты, причем такой, чтобы договор банка с клиентом предусматривал операции без авторизации.

«Надо отметить, что возможность операций без авторизации имеют не все карточные продукты. Проще говоря, это должны быть карты от «классики» и выше», -- уточнил г-н Межов. Скорее всего это будут кредитные продукты, поскольку клиент, по сути, пользуется правом поездок авансом, и банки предпочтут не рисковать, полагает он. Но для метрополитена нет разницы, на основе какой карты будет работать «телефонный» проход в метро. Условием сотрудничества с банками будет то, что банк обязуется компенсировать метрополитену стоимость всех поездок владельца карты, а взыскивать средства с клиента в случае их недостатка на счете банк будет самостоятельно.

Пока идет пилотный проект, пассажиры могут оплатить проезд в метро только телефоном фирмы Nokia. Речь идет о модели Nokia 6131, поддерживающей технологию NFC (Near Field Communication, стандарт ближней радиосвязи), которая содержит специальный чип, позволяющий, в частности, считывать радиометки с турникетов метро, сообщила Интерфаксу менеджер Nokia по связям с общественностью в странах СНГ Виктория Еремина. Стоимость телефона без чипа NFC в России составляет 6000--7500 руб. По словам Ереминой, Nokia готова поставлять такие телефоны с чипом в Россию, если это будет коммерчески выгодно.

По словам г-на Гаева, с января 2008 года начнется выпуск специальных sim-карт , которые можно будет использовать для любого телефона. Компания «Ситроникс», имеющая разработки транспортного приложения для телефонных sim-карт, ведет переговоры с Московским метрополитеном. Представители платежной системы Visa, предоставившей проекту технологию оплаты, отказались от комментариев до запуска пилотной стадии. Visa пока не оглашает и список банков, присоединившихся к проекту.

«Эмитентов (банков, открывающих клиентам картсчета) может быть много, это будет зависеть только от желания самих банков», -- говорит Межов. Банком-эквайером (проводящим расчеты) на пилотной стадии выступит Банк Москвы. А перед тем как проект будет запущен в постоянном режиме, метрополитен выберет банк-эквайер, возможно на конкурсной основе, предположил представитель Банка Москвы.

Елена ХУТОРНЫХ