Глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов недоволен увеличением роли государства и национальных компаний в российском нефтяном секторе. «Усиление госкомпаний вызывает у нас озабоченность, -- заявил он вчера на пресс-конференции. -- Мы бы не хотели, чтобы было разделение на государственные и частные компании». И хотя г-н Алекперов заявил это не по собственной инициативе, а отвечая на вопрос журналиста, такие слова главы самой большой частной нефтяной компании России выглядят довольно смелыми. Впрочем, г-н Алекперов спохватился и добавил, что
у него лично сложились прекрасные отношения с госкомпаниями. ЛУКОЙЛ реализует несколько успешных проектов как с «Роснефтью» (разработка Темрюкско-Ахтарского блока на Азове), так и с «Газпромом» (разведка Центральной площади на Каспии) и его «дочками» -- СИБУРом и «Газпром нефтью». Поэтому, продолжил глава ЛУКОЙЛа, если «логичность в действиях (госкомпаний. --
Ред.) будет соблюдена», то у него «не будет опасений» за свой нефтяной бизнес.
Правда, вчера чиновники уже показали, что далеко не всегда готовы действовать логично. Незадолго до заявления г-на Алекперова «Росприроднадзор» пригрозил ЛУКОЙЛу отозвать лицензию на юго-восточную часть Ватьеганского месторождения. Согласно сообщению ведомства, в ходе общей комплексной проверки инспекторы выявили, что «дочка» компании -- «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» -- проводила доразведку месторождения, не имея ряд проектных документов, не выполнила дополнительный подсчет запасов и не занималась утилизацией попутного газа. Теперь чиновники собираются направить акты проверок в комиссию по досрочному отзыву лицензий.
Опасения ЛУКОЙЛа понятны, ведь
до распродажи активов ЮКОСа он был первым в России по запасам и добыче. Но уже в мае этого года ЛУКОЙЛ был вынужден уступить этот статус «Роснефти», скупившей почти все добывающие и нефтеперерабатывающие активы бывшей империи Михаила Ходорковского. С учетом приобретений, сделанных весной и летом, «Роснефть» уже в этом году планирует увеличить добычу на 17%, до 92,3 млн тонн, а в следующем, по оценкам экспертов, сможет получить около 113 млн тонн. Г-н Алекперов вчера сообщил, что его компания нарастит добычу в нынешнем году только на 4%, до 99 млн тонн, а в будущем году, согласно озвученным ранее прогнозам, производство нефти составит около 100 млн тонн.
Но проблема не только в потере первого места. Госкомпании все чаще стали выдавливать частных нефтяников как из готового бизнеса (так было с
«Русснефтью» и
ЮКОСом, на рынке также упорно циркулируют слухи о продаже госкомпаниям «Сургутнефтегаза»), так из еще не реализованных, но заведомо перспективных проектов. В частности, ЛУКОЙЛ не смог сохранить за собой 49% акций Каспийской нефтяной компании, хотя и купил их на аукционе по продаже активов ЮКОСа. В итоге пакет достался «Роснефти». Частным компаниям уже дали понять, что они не смогут заняться разработкой шельфа. Хотя еще в прошлом году глава «Роснефти» Сергей Богданчиков заявлял, что готов работать на шельфе с ЛУКОЙЛом и «Сургутнефтегазом».
Вчера в «Росприроднадзоре» не скрывали, что ЛУКОЙЛ проверяли почти случайно. «У нас появилась информация, что британская компания Dana Petroleum объявила на своем сайте о разработке юго-восточной части Ватьеганского месторождения, а ведь мы знали, что лицензия на нее принадлежит ЛУКОЙЛу, -- рассказал «Времени новостей» замглавы «Росприроднадзора» Олег Митволь -- Вот мы и проверили, а выяснилось, что ЛУКОЙЛ разрабатывает участок с нарушениями».
Впрочем, сейчас в ЛУКОЙЛе к угрозам замглавы «Росприроднадзора» Олега Митволя о возможном отзыве лицензии относятся спокойно. «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» действительно на днях получила уведомление «Росприроднадзора»» о возможной потере лицензии, -- рассказали в компании. -- Но наши эксперты нашли часть нарушений спорными, например в вопросе границ этого участка. Поэтому будем проводить с «Роснедрами» консультации, переговоры, установим срок устранения нарушений, исправим что нужно». По словам собеседника «Времени новостей», за последние 15 лет у ЛУКОЙЛа не было отозвано ни одной лицензии.
Вагит Алекперов считает ситуацию с экс-главой "Русснефти" Михаилом Гуцериевым, объявленным в международный розыск, делом правоохранительных органов. "Хорошо, когда такие ситуации разрешаются в переговорном процессе, но если уже есть уголовные дела, то это дело правоохранительных органов", -- сказал Алекперов на пресс-конференции. Он отметил, что эту ситуацию трудно комментировать в принципе. "Очень сложно комментировать ситуацию с уголовными делами, потому что нужно знать эти дела", -- сказал он.
РИА НОВОСТИ