|
|
N°156, 30 августа 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вода РУСАЛ сточила
Таджикистан разорвал соглашение с российскими алюминщиками о достройке Рогунской ГЭС
Правительство Таджикистана вчера решило разорвать отношения с РУСАЛом по достройке крупнейшей в Центральной Азии Рогунской ГЭС. Как сообщают информагентства со ссылкой на пресс-службу правительства страны, было решено аннулировать соответствующее соглашение с российской компанией, подписанное три год назад. Сенсацией эта новость не стала -- проект давно заморожен, так как руководство Таджикистана за последний год не раз обвиняло РУСАЛ в неисполнении обещаний по финансированию строительства. РУСАЛ же парировал, что намерен был строить ГЭС согласно утвержденному ТЭО и на требование местной власти увеличить мощность станции в полтора раза отвечал отказом. Тем не менее перед российской алюминиевой компанией по-прежнему стоит задача вернуть инвестиции, вложенные в модернизацию Таджикского алюминиевого завода (ТадАЗ).
РУСАЛ собирался инвестировать в строительство Рогунской ГЭС в надежде модернизировать ТадАЗ и рядом построить собственное производство. В 2004 году было объявлено, что российская компания готова вложить порядка 150 млн долл. в ТадАЗ, а еще 600 млн долл. -- в строительство двух дополнительных корпусов предприятия общей мощностью 600 тыс. тонн первичного алюминия в год. Расходы на строительство ГЭС могли превысить миллиард долларов. В модернизацию ТадАЗа уже было вложено около 50 млн долл., в то время как разгорелся спор между РУСАЛом и правительством Таджикистана вокруг параметров плотины. РУСАЛ и его консультант немецкая проектно-инжиниринговой фирма Lahmayer разработали ТЭО строительства ГЭС, в котором высота плотины была определена на уровне 285 м, а мощность станции -- 2,4 тыс. МВт. Правительство же настаивало на увеличении мощности до 3,6 тыс. МВт и увеличении высоты плотины до 335 м. В РУСАЛе выступили против этого, так как сомневаются в целесообразности станции такой мощности -- энергия, говорят в компании, останется невостребованной. Заведующий лабораторией гидроэнергетики Института водных проблем Академии наук Таджикистана Георгий Петров считает обоснованными расчеты возводить плотину гораздо меньшей высоты, но вполне достаточной для выработки 4,5 млрд киловатт-часов электроэнергии, необходимой для работы как уже существующего в Таджикистане алюминиевого комбината, так и для строящегося нового завода по производству алюминия. Он ссылается на свои исследования, согласно которым строительство ГЭС с невысокими плотинами гораздо эффективнее для выработки дешевой электроэнергии.
Но у конфликта есть и политическая подоплека. «Высота в 335 м, -- говорит источник «Времени новостей», близкий к РУСАЛу, -- позволит создать на границе с Узбекистаном огромный резервуар воды. В итоге у Душанбе будет возможность перераспределять потоки воды и тем самым воздействовать на Ташкент». Дело в том, что чем выше плотина на «Рогуне», тем больше таджикская сторона может регулировать стоки воды, направляемые на орошение узбекских долин. Очевидно, РУСАЛ отказался участвовать в этой политической борьбе. Однако компания почти год назад направила письмо в правительство Таджикистана о том, что расходы по увеличению параметров ГЭС -- а они оценивались в сотни миллионов долларов -- оно должно взять на себя. Ответа не последовало.
Зато практически все первые лица страны стали говорить о неисполнении РУСАЛом обязательств и о намерении «построить эту электростанцию без помощи РУСАЛа или кого бы то ни было», как говорил президент Эмомали Рахмон. Возможно, столь резкое заявление вызвано некомпетентностью таджикских чиновников. Как считает Георгий Петров, они внушили в свое время своему президенту Эмомали Рахмону, что в совместном с РУСАЛом проекте по достройке Рогунской ГЭС доля Таджикистана достигнет 51%. Одним из тех, кто обещал г-ну Рахмону столь замечательные перспективы, по словам эксперта, был бывший министр энергетики Таджикистана, дорожник по образованию, Журабек Нурмахматов, работающий ныне в структуре РАО «ЕЭС России». В основе таких расчетов могли лежать объемы затрат, произведенных в 1975--1990 годах, когда начиналось строительство электростанции, -- 804 млн советских рублей. Однако, как замечает г-н Петров, уже к началу 1990-х годов большая часть построенного пришла в упадок, и стоимость этих затрат упала в несколько раз. Когда же выяснилось, что с учетом этого доля Таджикистана в проекте составит лишь 17%, таджикскому президенту его испугавшиеся советники сообщили об обмане. А между тем, говорит г-н Петров, ТЭО проекта достройки Рогунской ГЭС никто в Душанбе даже не удосужился внимательно прочесть.
Сейчас же правительство Таджикистана заявляет о намерении передать строительство сторонним компаниям. Не исключаются и российские -- очевидно, РАО «ЕЭС России», которое строит по соседству Сангтудинскую ГЭС мощностью 220 МВт. В энергохолдинге долгое время не комментировали ситуацию, однако в этом году стали говорить о том, что в принципе готовы заниматься и строительством Рогунской ГЭС: «Это вопрос межгосударственного сотрудничества, -- заявила вчера «Времени новостей» начальник департамента РАО по работе со СМИ Маргарита Нагога. -- Если государство нас обяжет строить эту станцию, мы выполним это указание».
В то же время РУСАЛ пока не намерен сдаваться, ведь ему необходимо как минимум вернуть вложенные 50 млн долл. Вчера пресс-служба компании не стала обсуждать вопрос, каким образом это можно сделать. Однако указала, что все работы велись в соответствии с межправительственным соглашением, в котором РУСАЛ значится как инвестор и оператор проекта. Представитель алюминиевой компании в Душанбе Константин Загребельный сообщил информагентствам, что «подобного рода соглашения в одностороннем порядке расторгнуты быть не могут».
Правительство Таджикистана же вчера сообщило, что для строительства ГЭС учредило открытое акционерное общество «ГЭС Рогун». Его акционеров, судя по всему, кабинет министров собирается определить в результате тендера. Когда это может произойти, не сообщается. Но уже, как утверждает Георгий Петров, попытки Душанбе обратиться к Всемирному банку за помощью в финансировании достройки Рогунской ГЭС окончились неудачно. Не оправдываются и надежды, возлагавшиеся на Китай. Пекин, говорит эксперт, отказался даже и от широко разрекламированной идеи строить ГЭС на Зерафшане мощностью в 20 раз меньше Рогунской.
Николай ГОРЕЛОВ, Аркадий ДУБНОВ