Россиянин Виталий Калоев,
убивший швейцарского авиадиспетчера, виновного в столкновении самолетов в небе над Боденским озером, пока останется в тюрьме.
Ранее ожидалось, что по решению кантонального суда он будет освобожден сегодня. Однако Федеральный суд Швейцарии постановил, что решение кантонального суда Цюриха о досрочном освобождении 51-летнего россиянина подлежит отсрочке. Произошло это из-за юридического казуса -- суд, рассматривавший накануне протест прокурора на досрочное освобождение Калоева, по каким-то причинам не рассмотрел другую апелляцию, поданную тем же прокурором ранее. В ней прокуратура возражала против снижения срока тюремного заключения россиянину с восьми лет до пяти лет и трех месяцев, и пока федеральный суд не решит, было ли это снижение обоснованно, рассматривать эту жалобу не имеет смысла. Соответственно и Калоев пока продолжит отбывать срок.
Столкновение пассажирского самолета Ту-154 «Башкирских авиалиний» и грузового «Боинга» компании DHL произошло 2 июля 2002 года в воздушном пространстве Германии в зоне ответственности швейцарской авиадиспетчерской службы «Скайгайд». В авиакатастрофе погиб 71 человек, в том числе 45 российских детей, летевших на каникулы в Испанию. Германские авиационные власти, занимавшиеся расследованием катастрофы, пришли к выводу, что к аварии привела ошибка швейцарского авиадиспетчера Нильсена, который дежурил в ту роковую ночь. Кроме того, часть вины возложили на погибших пилотов российского самолета.
Сам Петер Нильсен 24 февраля 2004 года был найден мертвым возле своего дома в городе Клотен. В преступлении швейцарская полиция обвинила жителя Владикавказа Виталия Калоева, которого в тот день видели возле дома диспетчера. После ареста россиянин сознался в убийстве, сказав, что пошел на это преступление из мести -- в катастрофе над Боденским озером он потерял жену и двух детей.
На процессе в 2005 году адвокаты доказывали, что Калоев убил Нильсена в состоянии аффекта, и просили назначить ему наказание в виде трех лет лишения свободы. Прокуратура в свою очередь настаивала, что убийство было совершено преднамеренно, и требовала для подсудимого 12 лет тюрьмы. В итоге в октябре того же года кантональный суд Цюриха признал Калоева виновным в умышленном убийстве и приговорил к восьми годам тюрьмы строгого режима. Отбывать срок россиянин отправился в тюрьму «Пешвис» города Регенсдорф.
В начале июля этого года после апелляций, поданных адвокатами Калоева, тем же кантональным судом было принято решение сократить ему срок наказания до пяти лет и трех месяцев -- «с учетом смягчающих обстоятельств». По швейцарским законам заключенный может претендовать на досрочное освобождение при отбытии 2/3 срока наказания, и адвокаты осужденного подали соответствующее прошение. В результате Калоев получил надежду выйти на свободу уже в августе этого года.
Однако на решение кантонального суда Цюриха о сокращении срока Калоеву прокуратура 27 июля этого года подала апелляцию в Федеральный суд Швейцарии -- высший судебный орган страны. Апелляция эта до сих пор не рассмотрена. А кантональный суд тем временем уже успел рассмотреть ходатайство адвокатов о досрочном освобождении и даже принял решение освободить Виталия Калоева. Согласно расчетам швейцарского суда, выйти из тюрьмы он должен был как раз сегодня -- 24 августа. Однако прокурор подал протест и на это решение суда. Каким образом получилось, что второй протест прокурора, поданный на досрочное освобождение Калоева, рассматривался Федеральным судом раньше первого, непонятно. Но судья, рассматривавший дело, справедливо решил, что сначала надо рассмотреть протест на решение суда о сокращении срока подсудимому. Поскольку следствием решения о сокращении срока и стало досрочное освобождение. Поэтому рассмотрение апелляции на досрочное освобождение Калоева было приостановлено.
Точная дата рассмотрения пока не назначена, судья лишь пообещал, что рассмотрит обе жалобы прокурора в кратчайшие сроки. Примечательно, что после этого наметился еще один юридический казус. По швейцарским законам, если Федеральный суд все же признает оба решения кантонального суда законными, Калоев сам сможет подать иск уже за содержание его в тюрьме больше положенного срока. Он даже сможет рассчитывать на некую компенсацию за незаконное заключение.