|
|
N°151, 23 августа 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
С надеждой на «пофигизм»
В последнее время политическая активность молодежи заметно возросла. «Большие» политики взялись за дело всерьез: у каждой партии появилось свое молодежное крыло. Все больше молодых людей участвуют во все более многочисленных политических акциях. Одни приветствуют такую тенденцию омоложения политической жизни страны, другие ее страшатся, так как часть молодежи очевидно радикализуется. Эксперты считают, что процесс вовлечения молодежи в активную политику будет продолжаться. Несомненно, многое будет зависеть от стабильности социально-экономической ситуации, ведь нередко на митинговые площади и баррикады приводят бедность, невозможность получить образование и обеспечить себе достойные условия жизни.
Между тем социологические опросы последних лет показывают, что недовольство существующим положением и желание активно протестовать у молодежи все же ниже, чем среди взрослых граждан. Она реже ходит на выборы, реже участвует в мероприятиях на уровне общественного самоуправления и т.п.
В июне--июле 2005 года и марте--апреле 2006-го исследовательская группа ЦИРКОН провела исследование «Российская молодежь: потенциал политической мобилизации». Объектом исследования были россияне в возрасте от 16 до 24 лет (общий объем выборочной совокупности составил 1866 респондентов в первой волне и 2856 -- во второй). По данным опроса, в той или иной степени интерес к событиям политической жизни страны декларирует около 40% принявших участие в опросах молодых людей; не интересуются политикой -- 59%. Примерно такое же соотношение интересующихся и не интересующихся политикой наблюдается и в обществе в целом. Любопытно, что еще два-три года назад молодежь демонстрировала в опросах более низкий уровень интереса к политике в сравнении со всем населением. Причину этого социологи видят, впрочем, не в том, что резко возросла политическая активность молодежи, а в том, что упала активность их старших сограждан.
Приоритетной же сфера политики по-прежнему не является. На первом месте у молодых людей остаются учеба и образование -- 69%, семья, дети дом -- 67%, работа, бизнес -- 57%. И только для 4% опрошенных как в 2005-м, так и в 2006-м году приоритетом является политическая и общественная деятельность.
При этом главной формой участия в жизни страны остаются выборы -- их назвали 35% опрошенных молодых людей. Участие непосредственно в митингах, демонстрациях, пикетах по поводу событий в жизни страны, региона или своего населенного пункта привлекает всего 5% молодых людей. А о своей деятельности в общественных организациях упомянули всего 4%. Правда, надо отметить, что это все равно больше, чем за год до этого. Выросла и доля молодых россиян, выразивших готовность стать членом какой-либо политической партии или молодежной организации -- с 15 до 21%.
Продолжает сохраняться опасная тенденция к радикализации протеста и выхода его из правового поля. В захватах зданий, блокаде транспортных магистралей и тому подобных акциях готовы участвовать уже 12% молодых людей, а в акциях протеста с использованием каких-либо видов оружия -- 7%. Причем вопреки расхожему мнению молодые радикалы концентрируются в первую очередь в провинции.
Впрочем, некоторые социологи и психологи считают, что сильно опасаться не стоит. Они полагают, что противовесом радикализму выступают традиционная для большинства молодых людей аполитичность, своего рода здоровый «пофигизм» плюс растущие возможности для самоутверждения и самореализации, возникающие по мере улучшения социально-экономической ситуации.
Анатолий БЕРШТЕЙН и Дмитрий КАРЦЕВ