Немцы вновь заговорили об опасности неонацизма во всех его проявлениях. Субботнее происшествие в саксонском населенном пункте Мюгельн с его пятитысячным населением вчера с возмущением обсуждала уже вся Германия. В минувшие выходные там в одиннадцатый раз проходил ежегодный городской праздник. В центральном шатре, установленном на Рыночной площади, в толпе веселящихся людей находились восемь индийцев. Они многие годы торгуют в этой местности на передвижных рынках. Поздно вечером около 50 молодых людей, по данным полиции, «преимущественно немцев», стали выкрикивать расистские лозунги и напали на смуглокожих гостей. Когда же те смогли вырваться, за ними началась погоня уже по всему городу. В результате ранения получили не только все восемь индийцев, но и несколько полицейских.
Сегодня, спустя несколько дней после скандального происшествия, восточногерманский Мюгельн продолжают охранять усиленные наряды полиции. Но их присутствие носит скорее символический характер. Ведь проблема возрождения «коричневой» идеологии появилась в новых федеральных землях сразу же после исчезновения ГДР. Питательной почвой стали трудности переходного периода в 1990-е годы, когда уровень безработицы в этих районах доходил до 25%. Тогда и укрепила свои позиции на востоке Германии праворадикальная Национал-демократическая партия (НДП). Она была создана еще в начале 1960-х годов, но с воссоединением Германии обрела силу и влияние в восточных землях. С 2004 года ее депутаты заседают в земельном парламенте Саксонии, а с 2006 года -- Мекленбурга.
В Германии периодически вспыхивают и затихают дискуссии о возможности запрета неонацистской НДП. Эта партия в течение многих лет официально находится под наблюдением Федерального ведомства по охране конституции (некоего аналога российской ФСБ).
Однако предпринятая в 2002 году попытка объявить ультранационалистов вне закона провалилась в конституционном суде. Этот орган признал доводы истца в лице немецкого государства неубедительными, хотя на процессе использовались даже показания подставного связника. Он являлся сотрудником спецслужб и был внедрен в руководство неонацистской партии.
В нынешних условиях ведущие немецкие политики считают возобновление процесса по запрету НДП нереальным. Замглавы фракции правящей ХДС/ХСС в бундестаге Вольфганг Босбах уверен, что на запрет партии в настоящее время нет «ни малейшего шанса». Дело в том, что Европейский суд по правам человека поднял планку требований по подобным искам еще выше, чем это было даже во времена процессов против компартии Германии в первые послевоенные годы.
К чести германского правительства необходимо отметить, что только в нынешнем году на проекты по борьбе с правым экстремизмом из федерального бюджета уже выделено 24 млн евро. Еще 5 млн будут направлены дополнительно. Правительство Саксонии, пользующейся печальной славой немецкой «Мекки неонацистов», выделило на эти же цели 1,7 млн евро -- на полмиллиона больше, чем в прошлом году.
Но деньги, похоже, текут мимо цели. В «свободном государстве» (таким статусом обладает Саксония в рамках германской федерации) за 2004--2006 годы число правонарушений с правоэкстремистским подтекстом выросло с 1334 до 2064. И факт совсем уж из области очевидного-невероятного: согласно германскому закону о деятельности партий само государство обязано выделять строго определенные деньги на поддержку НДП. В прошлом году ультраправая, но официально зарегистрированная партия получила на свои нужды 1 376 678 евро и 48 центов бюджетных денег.
Возмущение по поводу нерешительности властей перед угрозой неонацизма вчера выразил Центральный совет евреев Германии. Генеральный секретарь этого объединения Штефан Крамер в своем заявлении предупредил: «Вчера это были цветные, сегодня иностранцы, а завтра гомосексуалисты, лесбиянки или, может быть, евреи». Г-н Крамер напомнил о существующих уже не первый год в некоторых восточногерманских местностях так называемых «зонах, свободных от иностранцев», которые устанавливают неонацисты. Он считает, что в Германии сохраняется «очевидное положение угрозы» для иностранцев. Поэтому, по его словам, «следовало бы предостеречь» возможных иммигрантов от расселения в определенных восточногерманских местностях и городах. «Это не истерия, -- подчеркнул глава Центрального совета евреев Германии, -- а горький факт».