Пока государственные мужи обсуждают плюсы и минусы идей суверенной демократии, иерархи крупнейшей российской конфессии -- Русской православной церкви начинают активную презентацию собственной модели будущего страны. «Проект модернизации России на основе духовно-нравственных ценностей и консервативной идеологии» -- так характеризуют свое детище разработчики концепции «Русская доктрина».
В понедельник о «Доктрине» говорили в московском Свято-Даниловом монастыре -- резиденции Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Здесь под патронатом главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата
митрополита Кирилла прошли Соборные чтения -- одна из открытых встреч в рамках Всемирного русского народного собора (возможно, главного общественного проекта РПЦ). «Собор впервые провел слушания по «Русской доктрине» 1 января 2005 года в Союзе писателей России», -- напомнил присутствующим митрополит Кирилл. Упоминание литературного объединения было нелишним -- по правую руку от владыки сидел почетный гость, глава Союза писателей Валерий Ганичев.
Однако всерьез говорить о перспективах проекта имеет смысл лишь сейчас -- как заметил митрополит Кирилл, за два с половиной года «в текст доктрины были внесены значительные изменения, и он приобрел, на наш взгляд, большую целостность». «Хотелось бы надеяться, что совместная работа над проектом перерастет в широкое общественное обсуждение базисных ценностей России, сохранение которых в свою очередь стало бы главным приоритетом каждой из политических партий», -- высказал пожелание владыка Кирилл. Творчески переосмыслив марксистскую терминологию, митрополит добавил: «Политика -- это всего лишь надстройка, а базисные ценности не могут быть предметом политического компромисса».
Как заметил глава ОВЦС, задача сохранения национально-духовных традиций русского народа не может быть решена без модернизации страны. «Очевидно, что требуются серьезные созидательные усилия в социальной и экономической сфере», -- подчеркнул владыка Кирилл и начал разговор на тему, казалось бы, далекую от церковной проблематики. «Усиливающаяся нестабильность мировой финансовой системы требует от России выработать собственную логику валютно-денежных отношений, чтобы серьезные изменения на мировом финансовом рынке не обернулись глубоким кризисом отечественной экономики», -- заметил митрополит. По его словам, есть большая доля правды в позиции разработчиков «Русской доктрины», когда они говорят, что для достижения этой цели государство должно контролировать использование природных ресурсов страны и ее энергетических мощностей. Под контролем должны находиться финансы, внешняя торговля и ВПК. Это необходимо делать, разумно сочетая преимущества рынка и государственного регулирования рыночных процессов в интересах всего общества. «Возвращение государству его законных источников дохода, а народу -- социальной справедливости должны стать главной задачей подлинно национальной российской элиты», -- подытожил митрополит Кирилл, вновь напомнив о том, что «Русская доктрина» -- проект внепартийный, а точнее, надпартийный.
Но пока его официально взяла за основу лишь одна партия -- незарегистрированная «Великая Россия». Ее лидер, член думской фракции «Справедливой России» Андрей Савельев сидел на почетном месте, неподалеку от владыки Кирилла и его заместителя, протоиерея Всеволода Чаплина.
Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин, комментируя «Времени новостей» выступление митрополита Кирилла, заметил, что интерес владыки к лагерю «профессиональных патриотов» не случаен. «В свое время он в церкви считался западником. Кирилл -- ученик митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова), который умер в 1978 году, во время аудиенции у Папы Римского. «Никодимовцы» считались, условно говоря, западниками -- консервативные церковные группы относились к ним не очень хорошо. Сейчас для владыки Кирилла важно показать, что он никакой не западник, что он патриот и не меньший славянофил, чем самые последовательные славянофилы», -- считает г-н Макаркин.
По мнению политолога, «Доктрину» нельзя считать выражением мнения всей Русской православной церкви. «В РПЦ существует множество разных центров влияния -- и при нынешнем патриархе, и при его предшественниках. Проекты, связанные с Русским народным собором (включая идеологию «Русской доктрины»), конкретно связаны с именем владыки Кирилла», -- полагает г-н Макаркин.
Участники Соборных чтений смогли убедиться в серьезности намерений разработчиков «Русской доктрины» -- для большей наглядности всем была роздана одноименная, весьма увесистая книга. Авторы 800-страничного труда, похоже, решили охватить все аспекты российской действительности. В числе прочего он содержит разделы «Очищение государства», «Преобразования правовой системы», «Экономика «русского чуда», «Создание миграционной «мембраны», и, наконец, «Русская доктрина и ее противники». В число противников, по словам
одного из разработчиков «Доктрины» философа Виталия Аверьянова, попали не только ультралибералы, но и ультраправые. «Радикальный национализм -- это не русское явление», -- открестился от сторонников экстремистских идей г-н Аверьянов. Сидевший за одним с ним столом официальный лидер "великороссов" Андрей Савельев, подписавший в свое время
известное "письмо пятисот", которое многие сочли откровенно антисемитским, это не комментировал.