Время новостей
     N°148, 20 августа 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.08.2007
Скидка 20%
«Аэрофлот» раскрыл реальную цену дальнемагистральных самолетов
«Аэрофлот» раскрыл информацию о реальных ценах, по которым он покупает дальнемагистральные самолеты у ведущих мировых производителей -- Boeing и Airbus. По сложившейся в мировом авиастроительном бизнесе традиции сумма контрактов с покупателями считается коммерческой тайной. Авиастроители публикуют лишь так называемые каталожные (максимальные) прейскуранты на свою продукцию. Но клиенты всегда получают от этой цены скидку. В процессе подготовки к внеочередному собранию акционеров, назначенному на 4 сентября, «Аэрофлот» обнародовал данные, из которых можно заключить, что он рассчитывает купить лайнеры Boeing-787 и A350XWB со скидкой 18--20%. Надо сказать, что она не учитывает и не компенсирует импортных пошлин на авиатехнику, которые в России вместе с НДС достигают 38%. Правда, «Аэрофлот» ранее заявлял, что надеется на отмену этих пошлин к моменту начала поставки новых лайнеров.

В минувшую пятницу Интерфакс распространил выдержки из документов, подготовленных менеджментом «Аэрофлота» к внеочередному собранию акционеров. Оно созывается для одобрения двух крупных сделок -- приобретение 22 Boeing-787 у американской компании Boeing и такого же количества лайнеров A350XWB у европейской Airbus. Оба самолета еще в процессе проектирования и должны появиться на рынке в 2008 и 2013 годах соответственно.

Исходя из объявленных каталожных цен обоих лайнеров эксперты оценивали объем двух сделок вместе примерно в 7 млрд долл. Однако «Аэрофлот» проинформировал своих акционеров, что на самом деле покупка обойдется ему дешевле: не более 2,906 млрд долл. за «Боинги» и не более 2,904 млрд долл. за аэробусы. То есть до 5,81 млрд долл. за все. Что суммарно означает скидку примерно 18% от максимально возможной стоимости двух контрактов.

Для того чтобы детально установить размер скидки по каждому из контрактов, опубликованных данных недостаточно. Пока точно неизвестно, какие именно модификации лайнеров и в какой комплектации «Аэрофлот» возьмет, а без этого невозможно определить их исходную (каталожную) цену. Например, по условиям соглашения с Boeing «Аэрофлот» имеет право выбрать, сколько из 22 купленных им самолетов будут модификации Boeing-787-8, а сколько -- более вместительной Boeing-787-9. Каталожная цена первой в зависимости от комплектации может быть от 157 млн до 167 млн долл., а второй -- 189--200 млн долл. за штуку.

С уверенностью можно сказать лишь, что Airbus оказался щедрее к «Аэрофлоту», так как A350XWB изначально дороже аналогичного Boeing, но контракт на 22 европейских лайнера обойдется российской авиакомпании даже немного дешевле, чем на такое же количество американских. Контракт с Airbus также дает свободу выбора из двух модификаций -- 350XWB-800 и 350XWB-900. Минимальная каталожная цена первой из них составляет 189 млн долл., а второй -- 215 млн долл. Если предположить, что «Аэрофлот» возьмет поровну одной и другой, то полученную им у Airbus скидку можно примерно оценить в 34%. Это очень хорошие условия, но, возможно, все же не лучшие из тех, которые бывают у Airbus. Британская газета Times писала в апреле этого года, что Airbus в надежде переманить клиентуру у американского конкурента предлагает некоторым авиакомпаниям и 800-е и 900-е модели A350XWB по единой цене 102 млн долл. -- то есть за 50% каталожной цены или даже меньше.

Твердый контракт с Airbus «Аэрофлот» подписал в июне этого года. Сделка с Boeing оформлена предварительным соглашением. Возможно, оно будет превращено в твердый контракт в ходе международного авиасалона МАКС-2007, который открывается завтра, или сразу же после него. В противном случае менеджменту будет просто нечего представить акционерам на утверждение 4 сентября. Но если оба контракта благополучно пройдут все согласования, включая одобрение акционеров, то исполняться первым начнет именно американский, а не европейский.

Контракт с Airbus предусматривает начало поставки лайнеров в четвертом квартале 2014 года (а завершение -- во втором квартале 2019-го). Boeing обязался начать поставку «Аэрофлоту» почти на год раньше (в январе 2014 года) и закончить ее в сентябре 2016-го. Поскольку эксплуатировать два аналогичных типа самолета в современных авиакомпаниях считается не очень эффективным, источник в авиационной отрасли высказал «Времени новостей» предположение, что «Аэрофлот» реально собирается работать на Boeing-787, а аэробусы по мере их поступления передавать в аренду другим авиакомпаниям. За приобретение Boeing (то есть против Airbus) недвусмысленно высказывался и менеджмент авиакомпании, и ее крупнейший частный акционер (около 30% акций) Национальная резервная корпорация. Контракт с Airbus был заключен в этом году по настоянию контролирующего «Аэрофлот» государства. Очевидно, чиновники руководствовались при этом не только деловым расчетом, но и другими далеко идущими соображениями.

В преддверии акционерного собрания менеджмент «Аэрофлота» решил подстраховать прохождение своих предложений, предложив выкупить акции у всех, кто не согласен с обеими сделками по дальнемагистральным самолетам. Правда, цена выкупа предложена ниже текущих котировок -- 58,85 руб. за одну обыкновенную бумагу. Средневзвешенная цена акции "Аэрофлота" на ММВБ в пятницу составила 68,95 рубля.

Михаил КУКУШКИН