Время новостей
     N°143, 13 августа 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.08.2007
Плата по щитам
ФАС все-таки разрешила партиям рекламировать себя до выборов
За месяц до официального старта предвыборной кампании в Госдуму Федеральная антимонопольная служба (ФАС) наконец признала возможным размещать политическую рекламу не только во время избирательной кампании, но и в перерыве между выборами. В начале июля Центризбирком обратился за разъяснениями по этому вопросу в ФАС и в течение месяца получил несколько противоречивых ответов. За это время в российских регионах успели снять и снова развесить билборды политических партий. В частности, изготовленных с учетом запрета политической рекламы.

Федеральная антимонопольная служба России в пятницу обнародовала на своем официальном сайте протоколы совещаний ФАС и Центризбиркома по вопросам размещения политической рекламы на рекламных конструкциях. Стороны пришли к мнению, что партии могут рекламировать себя до выборов, но только без прямых призывов к голосованию "за" или "против".

Напомним, что в июне ФАС заявила о неправомерности размещения рекламы политических партий на рекламных щитах. В своем ответе на запрос Центральной избирательной комиссии ФАС пояснила, что политическая реклама не подпадает под определение, данное в законе "О рекламе". При этом, согласно закону, рекламные конструкции должны использоваться только в целях распространения рекламы. В Центризбиркоме в ответ заявили, что с позицией антимонопольной службы не согласны, намерены продолжить консультации по этой проблеме и уладить определенное противоречие между федеральным законом "О рекламе", который запрещает размещение политической рекламы на рекламных конструкциях, и конституционным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", который предусматривает размещение агитационных материалов "на зданиях, сооружениях и иных объектах" в период проведения агитации.

По закону под понятие «реклама» подпадает только коммерческая информация о товаре, обращающемся на рынке. Поскольку объекты политической агитации в России не являются товаром на рынке и не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, политическая реклама не подпадает под понятие «реклама». Все это не позволило ФАС разрешить размещение политической рекламы на рекламных конструкциях. Вместе с тем запрет размещения политической рекламы на рекламных конструкциях не влияет на возможность распространения ее с помощью других средств (театральные тумбы, афиши, информационные стенды). В результате ЦИК и ФАС договорились, что партии могут использовать щитовую рекламу только во время предвыборной кампании.

Не дожидаясь окончания спора, муниципальные власти начали снимать уличные плакаты партий, готовящихся к выборам в Госдуму. Пострадали уже вывешенные и оплаченные билборды "Справедливой России", "Гражданской силы", ЛДПР и других партий. Практически предугадал результаты переписки ФАС и ЦИК мэр Курска Виктор Суржиков. Он еще в первых числах июля запретил политрекламу на билбордах, после чего с сорока щитов была снята агитация «Справедливой России». Правда, партийцы пообещали искать другие трактовки законодательства и обходить новый запрет -- пока ничто не мешает размещать социальную рекламу с использованием слоганов партий.

По некоторым данным, пострадали щиты разных партий в Петербурге, Москве и еще ряде регионов. Представители партий тогда заявляли, что попробуют творчески решить проблему -- "эсеры" на своих плакатах обыгрывали слово "справедливость", а в Ярославской области появилось множество плакатов ЛДПР со слоганом "1000 полезных дел -- к 1000-летию Ярославля", хотя отмечаться оно будет только через три года. "Либеральные демократы" также обещали подать в суд на решение ФАС.

Депутат Госдумы Александр Лебедев, которому не разрешили в Москве разместить свою рекламу против игровых автоматов, пожаловался в ФАС, сообщив, что везде в Москве висят билборды «Молодой гвардии «Единой России», затрагивающие тему азартных игр.

В минувшую пятницу был обнародован протокол последнего совещания главы антимонопольной службы Игоря Артемьева и председателя Центризбиркома Владимира Чурова. В нем неожиданно политическая реклама практически признана социальной и есть ссылка на вступившие в силу поправки в закон "О рекламе", касающиеся наружной рекламы. Теперь «информация, включающая сведения о политических партиях и иных избирательных объединениях, отдельных политических деятелях, не содержащая признаков предвыборной агитации, допускается к размещению на рекламных конструкциях на условиях социальной рекламы». То есть партиям можно размещать любую рекламу, за исключением прямых призывов голосовать за какую-то политическую силу -- такие призывы по-прежнему считаются агитацией и возможны только в момент официальной предвыборной кампании.

Дарья ГУСЕВА
//  читайте тему  //  Выборы в России