Время новостей
     N°142, 10 августа 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.08.2007
Мушаррафа взяли в клещи
Вместо чрезвычайного положения он обещал Пакистану свободные выборы
Вчера президент Пакистана Первез Мушарраф отклонил пожелания своих политических союзников, которые предлагали ему ввести режим чрезвычайного положения. Этот шаг дался президенту непросто. Весь вчерашний день он посвятил консультациям с высшими чиновниками страны. В результате вместо ЧП президент пообещал стране свободные и прозрачные выборы. Правда, введение чрезвычайщины остается на повестке дня.

Накануне замминистра информации Пакистана Тарик Азим мотивировал возможность введения чрезвычайного положения нестабильной ситуацией в стране: «Внутренние и внешние угрозы настолько сильны, что нельзя ничего исключать». «Ситуация в стране может потребовать введения режима чрезвычайного положения», -- подтвердил в тот же день министр по парламентским делам Шер Афган Хан Ниязи.

Среди возможных причин введения чрезвычайного положения в Исламабаде называют угрозу со стороны США начать военную операцию в горном районе Пакистана против террористов «Аль-Каиды» и талибов без ведома пакистанских властей. Об этом на днях заявили кандидаты на пост президента США -- республиканец Рудольф Джулиани и демократ Барак Обама.

Однако сотрудник сектора Пакистана Института востоковедения РАН Наталья Замараева считает, что причины обострения ситуации в Пакистане лежат значительно глубже. В беседе с «Временем новостей» она связала обострение ситуации в Пакистане с проведением в стране в конце года всеобщих выборов. «Перед выборами оппозиция использует любой шанс для дестабилизации ситуации в стране. Оппозиционные силы недовольны политикой администрации президента Мушаррафа, проводимыми им реформами в области экономики, в телекоммуникационном и нефтяном секторах, транспортном строительстве, инвестиционной политике. А военные недовольны недостаточно активной, по их мнению, борьбой с терроризмом».

«Мушаррафа взяли в клещи, -- отметила в беседе с «ВН» эксперт Института востоковедения РАН Татьяна Шаумян. -- Армия винит его за недостаточно активную борьбу с террористами. С другой стороны на него давит исламская оппозиция. Чрезвычайное положение не введено, но никто не исключает, что президент в условиях растущего противостояния может вновь заговорить о крайних мерах».

Ряд высокопоставленных представителей пакистанских властей еще до принятия решения президентом отвергли введение чрезвычайного положения. «Сообщения о возможном введении такого положения не имеют под собой никаких оснований», -- успокаивал на днях журналистов министр юстиции Васи Зафар. Ему вторил лидер имеющей наибольшее представительство в парламенте Пакистанской мусульманской лиги Чаудри Шуджаат Хуссейн, заявивший, что о введении чрезвычайного положения и речи быть не может.

Проживающая в эмиграции в Лондоне экс-премьер Пакистана, лидер Пакистанской народной партии (ПНП) Беназир Бхутто уверена, что чрезвычайное положение не принесет Пакистану стабильности. В недавнем интервью американскому журналу «Ньюсуик» она подтвердила намерение вернуться на родину и принять участие в президентских выборах. Бхутто считает, что в случае ее победы сформированное ПНП правительство смогло бы серьезно заняться восстановлением законности в стране. «О возвращении Бхутто во власть много говорится, но я не верю в реальность ее победы. Мушаррафа недолюбливает армия, ненавидят исламисты. Но Бхутто они ненавидят еще больше», -- заметила «ВН» г-жа Шаумян.

Отказ президента Мушаррафа принять участие в открывшейся вчера в столице Афганистана Кабуле «джирге мира» косвенно подтверждает выводы о нестабильности ситуации в Пакистане. О своем решении не ехать в Кабул президент Пакистана, сославшись на необходимость своего присутствия в Исламабаде, заранее проинформировал афганского президента Хамида Карзая по телефону. Хотя тема борьбы с терроризмом в регионе, которую в течение трех дней будут обсуждать в Кабуле, должна волновать Мушаррафа не меньше, чем его афганского коллегу. Вместо президента Мушаррафа власти Пакистана на джирге представляет премьер-министр Шаукат Азиз.

От каждой стороны в мероприятии должно было участвовать по 350 делегатов. Однако представители талибов, которых на джиргу не пригласили, призвали бойкотировать встречу. И их призывы были услышаны. Лидеры пуштунских племен, населяющих приграничные с Афганистаном области Северный и Южный Вазиристан, на встречу не явились. Считается, что именно они предоставляют убежище талибам и боевикам «Аль-Каиды». Тем не менее Шаукат Азиз выразил надежду, что пакистано-афганская встреча будет способствовать решению задач по борьбе с экстремизмом и терроризмом в приграничных районах: «Пакистан заинтересован в мирном Афганистане».

Виктор ВОЛОДИН