Горийский район Грузии известен как родина Сталина -- на подъезде к городу Гори об этом напоминает специальный плакат. Теперь славу родины «вождя народов» затмило небольшое село Цителубани в 65 километрах северо-западнее Тбилиси -- там 6 августа упала противорадиолокационная ракета «Радуга» Х-58 российского производства. Заряд из 140 кг тротила не взорвался, однако удар по российско-грузинским отношениям был нанесен.
Грузия утверждает, что ей все ясно - во всем виновата Москва. Тбилиси, опираясь на поддержку западных партнеров, настаивает на «российском следе» и старается сделать так, чтобы этот инцидент повлек за собой как можно больше негативных дипломатических последствий для Москвы. Исполняющий обязанности постпреда Грузии при ООН Ираклий Чиковани призвал ООН, Евросоюз, Россию и другие страны провести международное расследование факта «ничем не спровоцированного применения силы против Грузии». Серию телефонных переговоров с коллегами и представителями международных организаций провел министр иностранных дел Гела Бежуашвили. ОБСЕ подтвердила, что ее представители участвуют в изучении обстоятельств случившегося. НАТО также внимательно следит за расследованием. Официальный представитель госдепартамента Шон Маккормак от имени США осудил «ракетный удар против Грузии» и отметил, что Тбилиси «продолжает проявлять сдержанность, несмотря на это воздушное нападение». Маккормак предложил «всем сторонам» участвовать в расследовании, которое проводят Грузия и США. В то же время, по его мнению, близость места бомбардировки к «сепаратистскому региону Грузии Южной Осетии» и нарушение воздушного пространства Грузии «подчеркивают срочную необходимость продвижения к мирному урегулированию конфликта в Южной Осетии».
Однако для расследования нужны улики, а их грузинская сторона поспешила уничтожить. Упавшая с неопознанного самолета неразорвавшаяся ракета была спешно подорвана еще 7 августа. Командующий Смешанными силами по поддержанию мира (ССПМ) в зоне грузино-осетинского конфликта Марат Кулахметов посетовал, что с остатками ракеты грузинские эксперты разделались чрезвычайно оперативно. «В тот момент, когда извлекли боевую часть, грузинская сторона поспешила ее уничтожить», -- сообщил он. По его словам, миротворцы не были проинформированы об этом: «Я не знаю, в чем была необходимость уничтожения боезапаса».
По словам г-на Кулахметова, когда на место инцидента утром 7 августа прибыла группа мониторинга ССПМ, все основные части авиационного боеприпаса были извлечены оттуда грузинской стороной и увезены. Группа мониторинга установила лишь, что на месте падения ракеты "была воронка, были остатки от авиационного боеприпаса". "Глубина воронки была около трех метров. Диаметр по основанию где-то метр двадцать. Диаметр боеприпаса -- около сорока сантиметров", -- сказал Кулахметов. В министерстве обороны непризнанной республики Южная Осетия «Времени новостей» сообщили, что «и самолет, и ракета принадлежали грузинской армии». «Потому-то ракету так быстро уничтожили. Ведь будь она с российского самолета, ее бы ни за что не стали уничтожать. Она бы стала самым дорогим экспонатом в тбилисском «музее советской оккупации», -- считает замминистра обороны Южной Осетии Ибрагим Гассеев.
Начальник российского Генштаба генерал армии Юрий Балуевский назвал обвинения Грузии в адрес России «провокацией». По его словам, в Тбилиси «нервничают, опасаясь, что возможное решение о предоставлении независимости Косово может повлечь за собой окончательную потерю Грузией Южной Осетии и Абхазии». Похожая оценка прозвучала и в заявлении начальника Главного штаба российских ВВС генерал-лейтенанта Игоря Хворова, считающего, что Грузия занимается «политическими домыслами». «Плановых полетов там мы не выполняли и не планировали, у нас достаточно полигонов на своей территории», -- отметил военачальник.
Политолог Шалва Пичхадзе пояснил «Времени новостей», что вопросов бы не было, если бы грузинские военные сбили самолет-нарушитель. «Это положило бы конец всем спорам, что это был за самолет или самолеты, откуда они прилетели. А то у нашего министерства обороны бюджет почти миллиард лари (955,37 млн лари -- примерно 580 млн долл. -
Ред.), но непонятно, на что расходуются эти суммы». В непризнанной республике Южная Осетия также убеждены, что самолет надо было сбивать, чтобы убедиться, что он грузинский. Но у самих осетин таких средств ПВО нет. Поэтому президент Южной Осетии Эдуард Кокойты высказался за придание российским миротворцам современных средств ПВО. Это позволит «сбивать всех нарушителей воздушного пространства, и будет ясно, чей это самолет и с какой целью он залетает в зону конфликта», заявил г-н Кокойты.
Теперь в прославленный падением ракеты Горийский район устремились политики. Там побывали парламентарии от правящего в Грузии «Единого национального движения». Депутаты пообещали сельчанам решить их социально-бытовые проблемы и даже построить стадион. Часть грузинской оппозиции называет происходящее «спектаклем» и сомневается в причастности к инциденту России. Например, лидер лейбористов Шалва Нателашвили обратил внимание, что ракета упала необычайно кстати -- она «стала для президента Грузии козырным тузом» для сохранения рейтинга. По мнению Нателашвили, ракету выпустил попавший в пике грузинский пилот, чтобы облегчить самолет. Но такие умозаключения официальный Тбилиси называет «предательскими».