|
|
N°141, 09 августа 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Транскаспий и Прикаспий встретились в Казахстане
Нурсултан Назарбаев и Ильхам Алиев делят интересы
Обе столицы Казахстана -- Алма-Ата и Астана -- стали в эти дни центрами подготовки и принятия важных решений по реализации новых транспортных проектов в коридоре «Восток--Запад». В «южной столице», как теперь называют Алма-Ату, проходят переговоры, в ходе которых готовятся соглашения о строительстве Прикаспийского газопровода и реконструкции газотранспортной системы Средняя Азия -- Центр. В соответствии с решениями трехсторонней встречи президентов Казахстана, России и Туркмении, состоявшейся 12 мая в Туркменбаши (бывший Красноводск), правительства этих стран должны подписать эти соглашения до 1 сентября. Кроме российских, туркменских и казахстанских специалистов в переговорах в Алма-Ате, как сообщает туркменский официоз «Туркменистан: золотой век», принимают участие эксперты из Узбекистана.
В новой столице Казахстана -- Астане -- в те же дни в рамках двухдневного визита президента Азербайджана Ильхама Алиева среди прочих азербайджано-казахстанских документов был подписан меморандум о совместном сотрудничестве по Транскаспийскому проекту. Проект Транскаспийского газопровода, по которому газ из Туркмении и Казахстана по проложенной по дну Каспийского моря трубе и далее через Азербайджан и Грузию мог бы транспортироваться в Европу в обход российской территории, пользуется поддержкой США и Евросоюза. Разумеется, Транскаспий, наоборот, не приветствуется Москвой. После подписанных 12 мая тройственных соглашений президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов заявил, что договоренности по Прикаспию не означают, что Ашхабад не заинтересован в Транскаспии. В своей поддержке этого проекта Бердымухаммедов заверял в конце июня и посетившего Ашхабад заместителя помощника госсекретаря США Эвана Фейгенбаума.
Подписанный 7 августа в Астане между Азербайджаном и Казахстаном меморандум -- новое свидетельство того, что проект Транскаспийского газопровода еще рано хоронить, как поспешили это сделать некоторые аналитики после встречи в Туркменбаши. С другой стороны, как утверждает высокопоставленный источник «Времени новостей» в казахстанском руководстве, «этот меморандум пока не более чем декларация о намерениях». Тем более что его подписание оказалось возможным только потому, что в последний момент из его текста были вычеркнуты два важных, но спорных пункта.
Как заявил в Астане Ильхам Алиев, «Азербайджан готов сделать все для того, чтобы предоставить свободный беспрепятственный доступ для транспортировки энергоресурсов и грузов» из Казахстана. Со своей стороны президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подчеркнул: «Азербайджан для нас очень интересен как транзитная территория в связи с тем, что мы, как ранее договорились, участвуем в проекте Баку--Тбилиси--Джейхан (БТД), а в будущем -- по газовым проектам и железнодорожному переходу через Азербайджан и Грузию на Черное море».
В этом пассаже стоит выделить слова «как ранее договорились», которыми Назарбаев напоминает Алиеву об участии Казахстана в БТД. Как указывает источник «ВН» в Астане, это напоминание вряд ли случайно, поскольку эти договоренности оказались ныне под вопросом. Во-первых, Астана и Баку до сих пор не смогли договориться о приемлемых для обеих сторон тарифах на транспортировку казахстанской нефти через БТД. А во-вторых, в Баку недавно заговорили о том, что для заполнения трубы БТД Азербайджану в будущем будет достаточно и своей нефти. А это и вовсе лишает Казахстан перспективы полномасштабного присоединения к БТД. Нынешние же танкерные перевозки казахстанской нефти из Актау в Баку слишком незначительны по объему, чтобы в данном случае серьезно принимать их в расчет...
Близкий к азербайджано-казахстанским переговорам источник «ВН» в Астане заметил: «Гости из Баку приехали с предложением участвовать в транспортном коридоре через Азербайджан. Мы им ответили, что готовы, если вы предоставите нам хорошие условия для этого». К примеру, президент Назарбаев заметил, что Казахстан, «в частности, заинтересован в расширении транспортной инфраструктуры морских портов на Каспии». По сведениям «ВН», Астана испытывает озабоченность протекционизмом Баку по отношению к деятельности своего Каспийского пароходства, что ущемляет интересы казахстанского морфлота. Назарбаев даже предложил Алиеву заключить двустороннее соглашение о морском пароходстве на Каспии. Президент Азербайджана, как утверждают, обещал подумать над этим предложением...
Что касается всего остального, то, по словам Назарбаева, «между Казахстаном и Азербайджаном не существует никаких проблем -- ни экономических, ни политических». Лидеры полны решимости увеличить взаимный товарооборот с 300 млн долл. до 1 млрд долл. уже «в ближайшее время». Нурсултан Назарбаев сообщил, что «Казахстан благодарен Азербайджану за поддержку своей заявки на председательство в ОБСЕ в 2009 году и в свою очередь поддерживает все международные инициативы Азербайджана». Очевидно, это относится и к призывам Ильхама Алиева к международному сообществу осудить Армению как страну-агрессора, продолжающую оккупировать азербайджанскую территорию. Впрочем, в ходе визита в Астану президент Азербайджан против обыкновения про Армению ни разу не вспомнил. Это было бы некорректно, ведь Казахстан считается близким союзником Армении по военно-политической Организации Договора о коллективной безопасности СНГ.
Аркадий ДУБНОВ