Списание долга Афганистану снимает вопрос о компенсациях за советскую интервенцию в эту страну
Реструктуризация многомиллиардного афганского долга России -- событие в российско-афганских отношениях если не исторического масштаба, то, безусловно, чрезвычайно важное. Причем в большей степени для России, чем для Афганистана. Потому что вступление в силу этого соглашения после ратификации его Думой открывает возможность российскому капиталу -- как государственному, так и частному -- на законных основаниях реализовывать свои интересы в Афганистане. Разумеется, там, где это окажется выгодно и Афганистану.
Однако не стоит и переоценивать значение экономической помощи России в восстановлении Афганистана. Как утверждает бывший директор Кабульского института стратегических исследований, а ныне независимый аналитик Хазрат Вахриз, в афганской внешней политике Россия занимает сегодня довольно скромное место. Точно таким же образом она воспринимается и как экономический партнер. Оценивая значение подписанного вчера в Москве соглашения, в интервью «Времени новостей» Хазрат Вахриз заявил, что самой эффективной формой его реализации для афганцев стало бы участие Москвы в восстановлении тех объектов, которые в свое время были построены в Афганистане с помощью СССР. С этой точки зрения для афганского правительства соглашение о реструктуризации долга может быть также весьма важным, говорит собеседник "Времени новостей".
Несколько лет назад в определенных кругах афганской элиты начал активно муссироваться вопрос о необходимости выплаты репараций со стороны Москвы за причиненный Афганистану ущерб из-за советской военной интервенции в 80-е годы прошлого века. Тем не менее, утверждает Хазрат Вахриз, официальная позиция Кабула строится не на подобных взглядах, а исходит из того, что Россию и Афганистан связывают добрососедские партнерские отношения. С другой стороны, считает афганский политолог, «черные страницы истории» иногда дают о себе знать и накладывают отпечаток на восприятие афганцами своего северного соседа, что препятствует расширению сотрудничества двух стран. В конце концов, напоминает г-н Вахриз, именно с апрельского переворота 1978 года, совершенного пользовавшимися симпатиями Москвы афганскими марксистами, и начавшейся в декабре 1979 года советской военной интервенции началась многолетняя череда неурядиц в Афганистане, продолжающаяся вот уже почти 30 лет.