Россия списала Афганистану почти весь долг перед бывшим СССР. Документ был подписан вчера в Москве министрами финансов России и Афганистана Алексеем Кудриным и Анваром уль-Хак Ахади в соответствии с многосторонним соглашением о списании долга этой стране в рамках Парижского клуба кредиторов.
Долг Афганистана, образовавшийся в годы масштабных поставок советской военной техники и вооружений, составлял 11,13 млрд долл. По условиям соглашения списано 10,4 млрд долл., или 90% задолженности. Оставшаяся задолженность в объеме 730 млн долл. реструктурирована и должна погашаться в течение 23 лет.
Впрочем, и оставшийся долг, судя по словам г-на Кудрина, может быть списан, если Афганистан реализует ряд проектов по программе HIPC. Эта программа, которую иногда называют «долг в обмен на помощь», реализуется Международным валютным фондом и Всемирным банком и предусматривает направление средств задолженности на развитие страны, которой она списывается. Иными словами, те 730 млн долл., которые Афганистан остался должен, афганские власти обязаны использовать внутри страны. При этом по правилам программы страна-кредитор, то есть в данном случае Россия, участвует в согласовании «расходных статей». «Фактически эта схема подразумевает под собой использование долга как источника финансирования развития. Мы говорим: это были наши деньги, мы их вам передаем, но у нас есть право смотреть, чтобы высвобождающиеся ресурсы были использованы как можно более эффективно», -- говорил весной этого года в интервью «Времени новостей» заместитель министра финансов Сергей Сторчак.
Договоренность о списании долгов Афганистану была достигнута в рамках Парижского клуба еще на конференции в Лондоне в январе 2006 года. Тогда Германия, США и Россия обязались аннулировать всю задолженность этой страны. В июле того же года страны -- кредиторы клуба списали 1,6 млрд долл. долга и реструктурировали выплату еще 0,8 млрд долл. Однако с долгом России так быстро разобраться не удалось. Хотя бы потому, что задолженность, которую Афганистан долго не признавал и не обслуживал, требовала выверки. Помимо этого Афганистан пытался добиться репараций за войну с участием советских войск в 80-е годы, однако в Москве не о каких репарациях слышать, понятно, не хотели. В январе 2006 года Сергей Сторчак отмечал, что Россия «исходит из того, что при подписании договоренностей об аннулировании долга будут отсутствовать претензии со стороны Афганистана по репарациям и компенсациям за пребывание советских войск на территории этой страны ( с декабря 1979 по февраль 1989 года. --
Ред.)».
Похоже, именно финансовые требования Афганистана тормозили процесс. «Остается согласовать некоторые предложения, которые были выдвинуты афганской делегацией и которые, как мы считаем, являются несколько избыточными», -- говорил уже в апреле г-н Сторчак. По его словам, Россия не хотела бы при урегулировании афганского долга выходить за пределы многостороннего протокола, подписанного в рамках Парижского клуба. «Для нас это важно -- остаться в рамках действующего в России законодательства. А это законодательство предполагает одинаковый порядок принятия решений, когда Россия договаривается на условиях общих, единых для всех членов Парижского клуба», -- сказал замминистра.
Списав долг, российское правительство открывает путь отечественным компаниям для ведения бизнеса в Афганистане. Например, без урегулирования этой проблемы невозможна господдержка работающих там частных российских компаний.
Как сказал вчера г-н Кудрин, речь идет о взаимодействии в сфере дорожного строительства, поставок техники и оборудования. «Особо выделяется сфера энергетики, строительства таможенных терминалов, обеспечение инфраструктуры связи. Во всех этих сферах мы будем участвовать в тендерах на получение заказа», -- сообщил министр.
Судя по словам Анвара уль-Хак Ахади, у него на родине ждут российских специалистов. «Мы считаем, у российских компаний есть конкурентные преимущества на афганском рынке», -- сказал он. Взаимную заинтересованность в сотрудничестве министры подтвердили на бумаге, подписав меморандум о взаимопонимании между Россией и Афганистаном, касающийся развития российско-афганских торгово-экономических связей и делового взаимодействия.
Среди перспективных проектов, которые могли бы реализовываться в Афганистане с участием российских компаний, ранее назывались добыча нефти и газа в Шибиргане и золота на месторождении «Шамти» на границе с Таджикистаном, освоение меднорудного месторождения «Айнак», реконструкция завода азотных удобрений в Мазари-Шарифе, восстановление цементных заводов в Пули-Хумри и Джабаль ус-Сарадже, восстановление системы энергообеспечения Кабула. Не менее важный проект -- восстановление туннеля под Салангом, построенного с помощью СССР. Специалисты «Зарубежтрансстроя» уже осмотрели объект и готовы его восстанавливать.
Вчера же Сергей Сторчак сообщил журналистам о состоянии дел на переговорах по долгам бывшему СССР со стороны Ирака и Северной Кореи. Причем если в вопросе урегулирования задолженности Ирака объемом более 10 млрд долл. замминистра высказывает осторожный оптимизм, то применительно к долгу КНДР в его словах сквозил скорее пессимизм. По словам г-на Сторчака, соглашение об урегулировании иракского долга (читай, списании большей его части и реструктуризации оставшейся) может быть подписано уже до конца этого года. При этом Минфин жестко не увязывает этот процесс с возможностью участия российских компаний в разработке месторождений нефти в Ираке. Что касается КНДР, то Россия предполагает провести очередной раунд переговоров по долгу, объем которого эксперты оценивают примерно в 8 млрд долл., осенью 2007 года. Как сказал г-н Сторчак, КНДР не собирается заключать в ближайшее время каких-либо соглашений по реализации проектов в рамках программы HIPС. При этом, как следует из его слов, обязательства вне рамок Парижского клуба урегулировать куда сложнее.