Генпрокуратура с завидным упорством продолжает заводить новые уголовные дела на Бориса Березовского. Вчера его адвокаты в Басманном суде столицы ознакомились еще с одним обвинением, заочно уже предъявленным их клиенту, -- в мошенничестве и отмывании денежных средств в размере 13 млн долл. Эти деньги, по версии следствия, еще в 1997 году были взяты в кредит в банке "СБС-Агро" якобы связанными с г-ном Березовским компаниями, а затем потрачены на приобретение двух поместий на средиземноморском побережье Франции. На одно из этих поместий с замысловатым названием «Колокольня Клоше-де-ля-Гаруб» вчера Басманный суд даже наложил арест. На 7 августа суд назначил рассмотрение ходатайства Генпрокуратуры об очередном заочном аресте г-на Березовского.
Адвокаты олигарха недоумевают, утверждая, что их подзащитный не имеет никакого отношения к фирмам, взявшим кредит в "СБС-Агро". Кроме того, новое дело выглядит тем более странным, что речь в нем идет о событиях десятилетней давности -- то есть срок давности по нему истекает в текущем году, если уже не истек. Впрочем, определенную логику в действиях Генпрокуратуры обнаружить все же можно.
Не исключено, что российские власти, отчаявшись добиться выдачи политического беженца Березовского из Лондона, решили заняться его зарубежной собственностью. И если уж им не суждено предать опального олигарха суду в России, то можно хотя бы попытаться испортить ему «дачный отдых» на средиземноморском побережье.
Как сообщил вчера «Времени новостей» адвокат г-на Березовского, Андрей Боровков, новое уголовное дело в отношении олигарха было возбуждено Генпрокуратурой 29 июня. Точнее, оно было выделено в отдельное производство из другого дела, начатого еще в 2000 году в отношении руководства "СБС-Агро" по факту невозвращения вложений вкладчикам этого банка.
"СБС-Агро" до дефолта 1998 года считался одним из крупнейших системообразующих банков страны. Во время кризиса ЦБ выделил ему стабилизационный кредит в размере 5,8 млрд долл., которые так и не были возвращены. Генпрокуратура через пару лет смогла предъявить обвинение лишь начальнику ГУ ЦБ по Москве Александру Алексееву, назначенному ответственным за выплату денег.
В 2002 году г-н Алексеев был оправдан Замоскворецким судом столицы, признавшим, что обвинение в превышении должностных полномочий не может быть ему предъявлено, поскольку сотрудник ЦБ не является госслужащим. Через год арбитражный суд Москвы признал "СБС-Агро" банкротом, и тот прекратил свое существование, хотя многие вкладчики так и не смогли вернуть свои деньги. Что касается фактов хищения денежных средств "СБС-Агро", ими еще в 2000 году начала заниматься прокуратура Центрального округа Москвы. Потом это дело забрала себе Генпрокуратура. «В каком состоянии сейчас находится дело, было ли расследование, прекращено или приостановлено, так и осталось непонятным», -- сказал адвокат Боровков. Но, как видно, труд следователей не пропал даром -- пригодился для нового компромата на опального олигарха.
В середине июня этого года Генпрокуратура передала в Савеловский суд столицы уголовное дело по обвинению г-на Березовского в хищении путем мошенничества 214 млн руб. у компании «Аэрофлот». Поскольку Великобритания не выдает России признанного политбеженцем олигарха, его было решено судить заочно, и первое слушание по существу этого дела намечено на 21 августа. А в конце июня, как стало известно, Генпрокуратура уже предъявила г-ну Березовскому новое обвинение. С материалами дела адвокаты смогли ознакомиться только вчера, в Басманном суде, которому 7 августа предстоит решать вопрос о вынесении опять же заочного ареста обвиняемого. Вот что им удалось узнать.
По версии Генпрокуратуры, еще в июле 1997 года ряд российских и швейцарских фирм, в руководстве и учредителях которых значился ряд граждан обоих государств, взяли в кредит у "СБС-Агро" 13 млн долл. При этом они, объединившись в организованную преступную группу, якобы заранее задумали не возвращать деньги банку. Как пояснил г-н Боровков, кредит выдавался в разных валютах -- французских франках и американских долларах. Потом деньги перевели за границу еще нескольким компаниям, и в итоге все они были аккумулированы в какой-то одной фирме. Она-то и приобрела два поместья, которые в том же 1997 году арендовал Борис Березовский. Кредит банку не возвратили.
Через десять лет генпрокуратура «вдруг» обнаружила, что все эти фирмы были подконтрольны олигарху. Именно он, как выразился г-н Боровков, был «негласным вдохновителем» всей этой аферы, и именно он с целью хищения денежных средств "СБС-Агро" создал ОПГ. Согласно предъявленному обвинению, беглому олигарху инкриминируют две статьи УК -- «мошенничество» и «легализация денежных средств, полученных преступным путем».
«Березовский не имел никакого отношения к фирмам, взявшим кредит, -- заявил «Времени новостей» адвокат Боровков. -- Каким образом Генпрокуратура связала его с этими компаниями, для нас так и осталось непонятным». По его словам, оба поместья на средиземноморском побережье Франции с 1997 года сменили уже несколько владельцев, среди которых были различные английские и швейцарские компании, но никак не Березовский. Другой адвокат олигарха, Семен Ария, сообщил, что данное дело -- одиннадцатое из заведенных на его клиента дел. «На самом деле я уже сбился со счета», -- признался он.
Покинув здание Басманного суда, адвокаты и не предполагали, что их ожидает еще один сюрприз. Вчера этот же суд удовлетворил ходатайство Генпрокуратуры об аресте одного из поместий, некогда арендованных г-ном Березовским. Как уточнила пресс-секретарь Мосгорсуда Анна Усачева, речь идет об усадьбе «Колокольня Клоше-де-ля-Гаруб» со всеми входящими в нее строениями, земельными участками, парками и садами. «Данное имущество принадлежит организации «Фотопарк ЛТД», -- сообщила г-жа Усачева.
Впрочем, несмотря на всю решительность Генпрокуратуры и поддержавшего ее Басманного суда, решение об аресте «колокольни» Березовского пока остается не более чем просто бумагой -- юрисдикция Басманного суда на территорию Франции не распространяется. Документ этот может послужить лишь поводом для нового разбирательства вокруг г-на Березовского теперь уже во Франции. Заручившись постановлением об аресте французской «колокольни», Генпрокуратура теперь передаст материалы нового уголовного дела властям Франции. И потом уже местный суд будет решать, насколько обоснованно решение российских коллег.