Сегодня трудно говорить не только о союзе России и Белоруссии, но даже и об эффективном партнерстве. Слишком разнятся реальные политические и экономические интересы элит наших государств. Россия больше не хочет содержать за свой счет "советскую экономику" недоговороспособного Александра Лукашенко. А белорусский лидер не демонстрирует реальных действий по уменьшению зависимости белорусской экономики от явных и скрытых российских преференций. И по-прежнему не намерен передавать контроль над белорусскими предприятиями российским компаниям.
Премьерам России и Белоруссии Михаилу Фрадкову и Сергею Сидорскому в ходе вчерашней рабочей встречи в Москве вновь
не удалось договориться о предоставлении Минску стабилизационного кредита на сумму 1,5 млрд долл. Что стало камнем преткновения на этот раз, премьеры, выйдя к журналистам, не сообщили. Выглядели они раздосадованными, однако предпочли не драматизировать ситуацию.
«Вопрос сложный, в одночасье не решается. Мы взяли в домашнюю проработку пункты возможных договоренностей, довели аргументы сторон, будем принимать их во внимание», -- заявил г-н Фрадков. Он отметил, что параллельно работают и хозяйствующие субъекты двух стран. «Надеюсь, они достигнут договоренностей, уложенных в контекст желания повысить эффективность на межправительственном уровне в торгово-экономических отношениях», -- сказал российский премьер.
Впрочем, прорыва вчера по большому счету никто уже и не ждал. К началу переговоров так и не были определены и согласованы профильными ведомствами конкретные параметры кредита, включая точную сумму, сроки и время предоставления средств. Как сказал в минувшую пятницу министр финансов Алексей Кудрин, все эти вопросы должны быть урегулированы в процессе дальнейших обсуждений, а окончательно кредит будет одобрен после принятия поправок в федеральный бюджет на 2007 год.
В последние годы в российско-белорусских отношениях возникало слишком много трений и конфликтных ситуаций. Частенько они были сдобрены нелицеприятными высказываниями. «Газовая война» начала этого года окончательно поставила под сомнение заверения сторон в нерушимости союзнических устремлений. Тогда Россия повысила цену на газ для Белоруссии более чем в два раза (с 46,68 до 100 долл. за тысячу кубометров, что все равно значительно дешевле, чем для других постсоветских государств), ввела пошлины на экспортируемую в Белоруссию нефть. Эти меры резко сократили доходы соседа. В прошлом году именно НПЗ обеспечили львиную долю валютных доходов Белоруссии за счет экспорта нефтепродуктов, произведенных из российской нефти, полученной по льготной цене. Помимо этого Россия настояла на унификации экспортных пошлин на нефтепродукты, что снизило привлекательность белорусской нефтепереработки для российских поставщиков.
Подобное развитие событий было вполне предсказуемо. В конце концов, до каких пор можно было за счет собственных убытков поддерживать «союзника», который о союзе много говорит, но при этом упорно тормозит реальные интеграционные процессы. Достаточно вспомнить хотя бы бесконечные переговоры о введении единой валюты. «Белоруссия показывала неплохие результаты в предыдущие годы потому, что шло масштабное субсидирование экономики, она функционировала в очень тепличных условиях. Поэтому сидевшая на транзите белорусская экономика смогла выжить без реформ. Понятно, что в предыдущие годы за этим стояли политические мотивы. Сейчас возникли другие, и субсидирование прекратилось», -- сказал «Времени новостей» главный экономист компании «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков.
Действительно, с начала этого года в отношениях с Белоруссией Россия сменила подход исключительно на прагматический. «Мы не должны применять экономически неоправданные схемы даже в угоду таким фундаментальным процессам, как интеграция», -- заявил в июле в одном из интервью первый вице-премьер и глава совета директоров «Газпрома» Дмитрий Медведев.
При этом Россия согласилась предоставить союзнику льготный режим перехода на европейские цены (по версии «Газпрома», 200 долл. за тысячу кубометров), остановившись в 2007 году на 100 долл. Но и это еще не все. Была достигнута договоренность, что в первом полугодии Минск оплачивает лишь 55% цены газа и только во втором выходит на 100-процентную оплату и гасит долги. (С 2008 года цена газа будет рассчитываться исходя из стоимости нефтепродуктов на европейских рынках за вычетом транспортных расходов и не взимаемых при экспорте в Белоруссию пошлин. При этом до 2011 года к конечной цене будут применяться дисконты: в первый год действия -- 33%, во второй -- 20%, в 2010-м -- 10%.)
Уступки, правда, не были безвозмездными. За те четыре года, пока Минск будет переходить на европейские газовые цены, «Газпром» выкупит 50% акций «Белтрансгаза» за 2,5 млрд долл. Ежегодно российский концерн будет перечислять 625 млн долл. и получать по 12,5% акций предприятия. Первая выплата не так давно была сделана: «Газпром» получил четверть 50-процентного пакета акций белорусской газотранспортной системы. Российская сторона надеялась, что этими деньгами Белоруссия оплатит долг за газ, образовавшийся в первом полугодии (500 млн долл.). Однако этого не произошло, хотя срок платежа истек 23 июля. Минск предпочитает просить у России полуторамиллиардный кредит на оплату долга.
По словам бывшего министра внешних экономических связей Белоруссии Михаила Маринича, у Белоруссии есть деньги, чтобы рассчитаться с долгами. Во-первых, текущие платежи за газ белорусские потребители вносят в полном объеме. Во-вторых, Минск получил 625 млн долл. за проданные «Газпрому» акции «Белтрансгаза». «Но белорусское руководство не может смириться с мыслью, что за газ надо платить вдвое дороже, чем в прошлом году, а со временем придется платить еще больше», -- говорит экс-министр.
Впрочем, причина может оказаться не столь субъективной. Белоруссия нуждается в деньгах, чтобы поддержать экономику, которая чувствует себя все хуже. С каждым днем возрастает дефицит внешнеторгового баланса (он уже превысил 1 млрд долл.), что грозит ослаблением национальной валюты. В связи с этим Белоруссия может в случае необходимости использовать с целью поддержания своей валюты средства, полученные от приватизации «Белтрансгаза». В Белоруссии продолжают расти складские запасы неконкурентоспособной готовой продукции. Кроме того, промышленность требует радикальной модернизации: износ основных фондов, по данным г-на Маринича, достигает 85%. На модернизацию, понятно, нужны немалые финансовые средства.
Одним словом, Белоруссия действительно нуждается в российском кредите. Без него она вряд ли погасит долг за газ.
Это понимают в российском правительстве, и оно готово кредит предоставить. Но на своих условиях. Многие российские компании, в том числе «Газпром» и ЛУКОЙЛ, давно интересуются некоторыми белорусскими предприятиями. Среди них называются Мозырский НПЗ, ОАО «Нафтан», «Полимир», «Белшина», «Гродно Азот». Похоже, затягивая с кредитом, правительство Михаила Фрадкова ждет, когда Белоруссия определится с приватизацией своих предприятий. Естественно, на самых выгодных для России условиях.
«Как правило, выдача кредитов не на коммерческой основе -- а этот скорее напоминает стабилизационные кредиты, которые давал, скажем, Международный валютный фонд России, -- обусловливается теми или иными ожидаемыми шагами», -- говорит Евгений Гавриленков. Он не исключает, что в данном случае выдача кредита Белоруссии обусловлена приватизацией. «Это было бы логично», -- отмечает экономист.
Впрочем, сегодня власти Белоруссии должно волновать даже не то, что часть собственности перейдет под контроль российских компаний. Главное, что без субсидирования со стороны России экономика в нынешнем ее виде функционировать не сможет, а потому необходимы реформы. А они, судя по опыту всех без исключения стран бывшего СССР, приводят к нежелательным социальным последствиям. «Думаю, что после определенного периода шока (вызванного отказом России от субсидирования белорусской экономики. --
Ред.), после сброса социальной нагрузки, которая лежит на экономике, предприятия станут развиваться. Надо сбросить избыточную рабочую силу, пройти то, что прошли другие страны. При этом некий шок социальный будет. Он неизбежен», -- говорит Евгений Гавриленков.