«Страшилка» нынешнего лета о грядущем резком повышении цен на хлеб вполне возможно найдет свое развитие в истории с иными продуктами. Из-за роста цен на зерно повысилась стоимость кормов для животноводства. Отечественного мяса России и так всегда не хватало, а нынешняя ситуация с кормами вынудит отечественных производителей повышать цены. В то же время "страновые квоты" навязывают импортерам необходимость везти продукцию из определенных регионов, даже если это не всегда экономически целесообразно. Чтобы разорвать этот круг, считают участники рынка, необходимо изменить механизм квотирования. Если это предложение будет принято, главными пострадавшими окажутся страны Евросоюза и США. Так что мясная война с членом Евросоюза Польшей, из-за которой польские власти наложили вето на переговоры ЕС с Россией о новом двустороннем договоре, может стать еще более масштабной.
Россия импортирует европейскую свинину, бразильскую говядину и американские окорочка. В свое время, чтобы не дать совсем упасть отечественному животноводству, российское правительство попросту ввело квоты для государств-поставщиков. Это возмутило США и Евросоюз и стало одним из препятствий на пути вступления России во Всемирную торговую организацию. Однако ввиду того, что квота для каждой страны устанавливалась порой выше средних объемов фактического импорта, принцип квотирования мясных поставок прочно закрепился на практике.
Нынешние квоты на импорт мяса в России определены по 2009 год включительно. Они распределяются по так называемому "страновому принципу". Квоты получили такие экспортеры, как США, Евросоюз, Парагвай. До конца 2009 года долю стран в общих квотах на импорт мяса изменить нельзя.
Однако, как считают участники рынка, в ходе обсуждения механизма регулирования импорта мяса после 2009 года необходимо попытаться провести переговоры о перераспределении квот с учетом того, что на рынке появились такие крупные игроки, как Бразилия, Аргентина и Уругвай.
По словам руководителя исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергея Юшина, "страновые квоты" связывают импортерам руки и вынуждают везти продукцию, даже если она не очень востребована на российском рынке. Более того, администрирование квот построено таким образом, что импортеры вынуждены в обязательном порядке ввозить весь объем полученной квоты, чтобы не потерять свою долю на рынке на будущий год.
Сегодня почти 80% квот на говядину по-прежнему приходится на ЕС, хотя основными поставщиками этого мяса на российский рынок сейчас являются Бразилия, Аргентина, Парагвай и Уругвай. Латиноамериканское мясо приходится ввозить сверх квот и платить высокую пошлину. А европейские производители, получив гарантированную долю российского рынка, имеют возможность повышать цены на свою продукцию. Поэтому, как считает г-н Юшин, механизм регулирования импорта надо корректировать с тем, чтобы он соответствовал потребностям российского рынка.
Рассчитывать же на то, что потребность страны в мясе со временем начнут удовлетворять российские производители, пока не приходится. Как пояснил генеральный директор агропромышленного холдинга "Мироторг" Александр Никитин, курица, поглощая 2 кг корма, "на выходе" дает 1 кг привеса и себестоимость производства 1 кг мяса выросла на 6--8 руб. Себестоимость производства говядины выросла на 12--18 руб. Поэтому ни нацпроект по развитию сельского хозяйства, ни государственная программа развития АПК на 2008--2012 годы ситуацию изменить не могут, если инвестиции в производство «отбиваются» так медленно.