|
|
N°133, 30 июля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
История балета на DVD
Рынок балетных видеозаписей никогда не отличался большим выбором. Переход на DVD не особенно улучшил дело. Все же из закромов родины иногда, и почему-то непременно через Запад, всплывают неизвестные записи. Их трудно назвать новинками, но столь же тяжело таковыми не счесть.
Вот «Дон Кихот» с Надеждой Павловой и Вячеславом Гордеевым, запись 1978 года. Легендарная, звездная пара... Будущая народная артистка СССР, в 1973 году еще девочка из Перми, в свои 17 лет дерзко задрала ногу к уху и отхватила Гран-при Московского конкурса. Покорила публику, с ходу стала солисткой Большого театра и самой юной исполнительницей партий Джульетты и Жизели.
Запись интересна и тем, что сохранила старомосковский вариант «Дон Кихота», поставленный в 40-е годы ХХ века. Тот самый, где танцевали прославленные Марина Семенова и Ольга Лепешинская и который давно не идет на сцене Большого театра. Исчезнувшие номера, изменившиеся мизансцены, стиль исполнения характерных танцев -- все это едва помнят даже артисты, не говоря о зрителях. Странно, но в репертуаре приверженного традициям Большого театра не осталось ни одного спектакля, восходящего к периоду до воцарения Юрия Григоровича. Не увидишь там сегодня хореографии Ростислава Захарова, Леонида Лавровского, Василия Вайнонена, Касьяна Голейзовского... Данная запись хотя бы частично восполняет пробел.
К тому же включен бесценный бонус -- фрагменты "Дон Кихота" с Майей Плисецкой, записи со спектаклей 1964 и 1968 годов с участием Мариса Лиепы и Владимира Тихонова. В таком объеме Китри неистовой Майи ранее представлена не была.
Изюминка следующего диска голландский документальный фильм «Четыре императора и один соловей». В нем рассказано об истории балета «Песня соловья» на музыку Игоря Стравинского в оформлении Анри Матисса, поставленного для антрепризы Дягилева сначала Леонидом Мясиным, а затем Джорджем Баланчиным. Сюжет -- сказка Андерсена, на премьере балета в 1925 году роль Соловья танцевала великая Алисия Маркова, Механического соловья -- Баланчин. В фильме появляется сам Баланчин, а Маркова не только говорит о балете, но даже показывает движения молодой солистке. Появляются на экране и первая жена Баланчина -- Тамара Жева, и его вторая жена -- знаменитая балерина Александра Данилова. Включены реконструированные фрагменты балета. Кроме того, «Песня соловья» записана целиком -- не в постановке Баланчина, а в современной интерпретации той же музыки и сюжета.
Диск «Танцуя за доллары» включает два документальных фильма, снятых англичанами десять лет назад и выпущенных сейчас на DVD: «Большой в Лас-Вегасе» (1997) и «Кировский в Петербурге» (1998).
Первый фильм грустная история о том, как на былой славе решили сразу и много заработать. Не имея ни опыта, ни коммерческой хватки, тогдашние руководители Большого театра доверились неумелому импресарио. В октябре 1996 года труппа приехала в Лас-Вегас -- город, где люди играют в казино, а не смотрят балеты. Организаторы арендовали огромные залы, сцены не были приспособлены для танцев и наспех сооружались помосты, все делалось в последний момент... В результате едва удавалось собрать по 200 зрителей на представление. Большой не получил гонорара, еле удалось вывезти артистов. Несколько фермеров из крошечного поселка в Оклахоме вложили в проект миллион долларов в расчете на громкое имя Большого театра и ориентируясь на успех гастролей 1959 года по городам и весям США. Инвесторы прогорели полностью. Их жалко больше всего: простые деревенские люди, ничего не понимающие в искусстве. Их пригласили на представления, они сидели в пустых залах... Никто не проворовался, никто не виноват -- всего лишь долларовая лихорадка обуяла, острое заболевание, распространенное в те странные годы.
Второй фильм на диске тоже невеселая история о погоне за долларами в Мариинском театре. В целом оба фильма привлекают не балетом, они очень интересны как отражение смутного периода в истории нашей страны.
Михаил СМОНДЫРЕВ